Суббота, 18.05.2024

< От объектов нашей галактики до тёмной материи поможет изучить «НУКЛОН», стартовавший в составе спутника «Ресурс-П» № 2
30.12.2014 00:16 Давность: 9 yrs

Открыта вторая планета в системе KOI-1299

Масса новой планеты превышает 2.4 масс Юпитера, эксцентриситет орбиты достигает 0.5.

Мы уже сообщали об открытии массивной транзитной планеты-гиганта на эксцентричной орбите вокруг красного гиганта KOI-1299. Тогда масса планеты была измерена независимо сразу двумя научными коллективами, которые получили несколько различающиеся, но все же достаточно близкие результаты (4.9 ± 0.5 и 5.86 ± 0.05 масс Юпитера). Помимо четкого RV-сигнала, соответствующего планете b, лучевая скорость звезды демонстрировала дополнительный дрейф, говорящий о наличии в этой системе еще одного или нескольких небесных тел.

17 ноября 2014 года в Архиве электронных препринтов появилась статья третьего коллектива авторов, заинтересовавшегося этой необычной системой. Группа исследователей под руководством Сэмюэля Квинна (Samuel N. Quinn) не только независимо определила массу и орбитальные параметры транзитного гиганта KOI-1299 b, но и оценила свойства второй, внешней не транзитной планеты KOI-1299 c. Кроме того, на снимках 3.5-метрового телескопа WIYN Национальной обсерватории Китт-Пик они обнаружили звездный компаньон главной звезды KOI-1299B, оказавшийся красным карликом массой около 0.5 солнечных. Компаньон удален от красного гиганта на 0.873 угловых секунд (~750 а.е. в проекции на небесную сферу).

Как и две предыдущие группы, коллектив под руководством Квинна измерял массы планет в системе KOI-1299 методом измерения лучевых скоростей родительской звезды. В период с 23 марта 2011 года по 18 июня 2014 года они получили 84 замера лучевой скорости на спектрографе TRES, установленном на 1.5-метровом рефлекторе Tillinghast обсерватории FLWO. Точность единичного замера составила 20-60 м/сек для различных ночей – в несколько раз хуже, чем точность замеров, полученных группой М.Ортиса (M. Ortiz). Однако долгие ряды наблюдений позволили достаточно хорошо определить параметры внешней планеты KOI-1299 c.

Итак, минимальная масса KOI-1299 c (параметр m sin i) оказалась равной 2.43 ± 0.24 масс Юпитера. Гигант вращается вокруг своей звезды по эллиптической орбите с большой полуосью 1.18 ± 0.06 а.е. и эксцентриситетом ~0.5, и делает один оборот за 406.2 ± 4 земных суток. Расстояние между планетой и звездой меняется от 0.59 а.е. в перицентре до 1.77 а.е. в апоцентре, т.е. в 3 раза. Несмотря на широкую орбиту, из-за высокой светимости родительской звезды (~9.2 солнечных) температурный режим внешней планеты грубо соответствует температурному режиму Меркурия. При этом массу внутренней планеты Квинн с коллегами оценил в 5.4 +0.3/-0.2 масс Юпитера.

Интересно, что обе планеты системы KOI-1299 имеют высокий эксцентриситет, близкий к 0.5, причем аргументы перицентра их орбит отличаются всего на несколько градусов. Это означает, что перицентры (и апоцентры) обеих планет ориентированы в одну сторону.

Анализ динамической устойчивости системы показал, что значительная доля орбит, попадающих в современный диапазон ошибок параметров обеих планет, оказывается неустойчивой на временах порядка 1 млн. лет. Однако существуют и устойчивые орбиты. Это говорит о том, что тщательный анализ динамической устойчивости системы KOI-1299 поможет дополнительно уточнить параметры планет, входящих в ее состав.

Планеты KOI-1299 b и KOI-1299 c на плоскости «большая полуось орбиты – масса». Показаны планеты-гиганты с минимальными (или истинными) массами больше 0.5 масс Юпитера.