Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Старожилы космического порта, видавшие и мощную ракету Протон, и гигантскую лунную царь-ракету Н1, увидев «Энергию», не сразу понимают, что на их глазах вершится история. Подготовка к пуску шла секретно, но в момент старта жители города ракетчиков высыпают на крыши.
«Столько труда… работали день и ночь, круглые сутки, не жалея себя, – вспоминает Александр Козловцев, ведущий инженер корабля «Буран». – Причем работали даже за идею, потому что было интересно. У нас никогда такого не было – Союзы и Прогрессы – это одно дело, а тут на тебе самолет! Да еще какой»!
Сверхтяжелая ракета «Энергия»… корабль Буран – космический челнок. Наша космонавтика, да и вообще вся промышленность Советского Союза, до этого не знала подобных проектов. «В осуществлении этого проекта принимали участие десятки научно-исследовательских институтов и предприятий. Больше 2 миллионов человек, – рассказывает Леонид Каденюк – испытатель многоразовых космических систем».
Уже потом напечатают сборник технологий, разработанных специально для Бурана. Улицы городов осветят желтоватые фонари, сделанные по бурановским разработкам. По технологии утепления, созданной для Бурана, построят панельные дома. Удивительно, в них до сих пор живёт полстраны и не знает об этом. «В процессе создания «Бурана» было придумано где-то около 300 новых технологий, – рассказывает Леонид Каденюк, – которые используются сейчас и будут дальше использоваться».
В тот момент казалось никто не мог сказать, что Буран вернется на землю без происшествий. Кроме тех, кто знал эту технику до винтика. Конструкторы и инженеры, они настояли, чтобы еще на земле были отработаны все системы и просчитана каждая секунда полета Бурана. От руководства партии и промышленности был получен полный карт– бланш. Испытательная база для Энергии и Бурана – по тем временам была чем-то необыкновенным. Огромные монтажно-испытательные комплексы высотой в сотню метров до сих пор возвышаются над казахской степью. И аналогов им по-прежнему нет. Тогда, четверть века назад, этот циклопический механизм работал как часы. Все шло к главному дню – пуску.
15 ноября 88-го ракета с кораблем стояла на старте. Но небо, будто не хотело пускать к себе это творение человечества. Однако, перед самым пуском стороны Аральского моря пришло штормовое предупреждение. Пускать или не пускать? Американские шаттлы – первые космические челноки – в такое ненастье не стартуют, ограничения по погоде. Система Энергия-Буран принципиально другая. Если Спейсшаттл – это челнок с двумя ускорителями, которые после старта корабля падают в море, то Энергия и Буран – это отдельно ракета и корабль. Энергия сама по себе могла вывести на орбиту рекордный груз в 105 тонн, это в пять раз больше, чем поднимает самый тяжелый российский носитель «Протон».
Рассказывает Олег Бакланов, Министр общего машиностроения СССР (1983-1991 гг.):
« Мы сейчас сделали международную станцию, каждый модуль 22 тонны. А тут на пол порядка, 105 тонн. Если бы эту станцию мы делали из модулей 100 тонн, то это бы был уже почти город, там с нашими антропологическими данными можно было бы жить просто комфортно».
В то холодное ноябрьское утро было решено пускать. Двигатели ракеты выдавали рекордную тягу. Суммарная мощность Энергии, в переводе на понятную всем меру, 170 миллионов лошадиных сил. Вспышка… и ракета с кораблем через несколько мгновений утонула Посадку Бурана ожидали через 205 минут, после двух витков вокруг Земли. Полет проходил в полностью автоматическом режиме. Этот первый корабль вообще не был оборудован для полета космонавтов.
«Первый корабль был практически пустой, – вспоминает Александр Козловцев. – Он был не предназначен для работы с экипажем, там не было даже системы жизнеобеспечения. А вот второй корабль уже полностью отличался от первого. Тем, что был начинен всеми системами жизнеобеспечения. На последнем этапе мы туда даже воду залили для космонавтов, чтобы они пили».
Второй корабль, уже для пилотируемой миссии дожидался своего часа на космодроме. Очередной Буран должен был стартовать беспилотно, состыковаться с орбитальной станцией «Мир» и принять на борт двух космонавтов, которые посадили бы корабль на Землю. Но… изделие 1.02 Буря, как именовалась эта машина в бумагах, до сих пор стоит в монтажно-испытательном комплексе на Байконуре.
Справится ли техника с посадкой самолета в беспилотном режиме? На полной автоматизации полета настояли конструкторы Бурана. С корабля даже убрали дополнительные двигатели для посадки – создатели системы управления обещали: посадим куда укажете. И вдруг, корабль появился не с той стороны, откуда его ждали.
Вспоминает Сергей Сергеев, Участник запуска системы «Энергия-Буран»: «Оказывается, получив данные по метеоусловиям, корабль поменял направление посадки и зашел не с западной стороны, а восточной против ветра . И вот поднимаю глаза и такое ощущение, что он падает буквально на голову. Потому что он из облаков вывалился, настолько круто идя вниз, что первое было: все, сейчас разобьется. Но он умничка, настолько красиво, идеально выровнялся, скорость погасил и плавненько коснулся полосы, пробежал и вот здесь прямо напротив командного пункта остановился».
Штормовой ветер оказался Бурану нипочем. Интеллект, заложенный в машину, справился с непростой задачей. На следующей день в монтажно-испытательном корпусе собрался митинг, несколько тысяч человек, участвовавших в создании и запуске Энергии с Бураном. В каждой пламенной речи – готовность работать день и ночь, ради второго полета, уже с космонавтами. Однако судьба «Бурана» была решена еще до пуска. Грозное оружие для звёздных воин создавали в противодействие американскому шаттлу. Но к моменту первого пуска советского корабля угрозы уже не было, две сверхдержавы начали разоружаться, а дни Союза были сочтены.
И сегодня, когда челноки ушли на пенсию, Соединенные Штаты, уже на частные деньги создают пилотируемый корабль «Дрим Чейзер». На что-то похоже, правда? Россия строит планы создания сверхтяжелой ракеты, которая возможно станет потомком той самой «Энергии».
Олег Остапенко, Руководитель Федерального космического агентства:
«У нас амбициозные планы и под эти амбициозные планы должны быть соответствующие возможности. Мощный ракета-носитель – это возможность реализовать то, чего еще нет. И я думаю, что в этом плане мы работаем и будем работать еще активнее».
И если однажды человеческий разум смог создать такой совершенный космический корабль, то ничто не мешает повторить это вновь. Главное – не забывать историю.
Источник: телестудия Роскосмоса
(от греч. litos - камень и ...сфера) Литосферой называется внешняя твердая каменная оболочка планеты, более прочная и менее пластичная, чем находящаяся под ней. На Земле литосфера имеет толщину от... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.