Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
О задачах космической деятельности России на ближайшие десятилетия, строительстве и развитии космодрома Восточный и создании перспективных космических ракетных комплексов рассказал «Интерфаксу-АВН» генеральный директор ФГУП «ЦНИИ машиностроения» Г.Г. Райкунов.
— Геннадий Геннадьевич, в Амурской области началось строительство нового российского космодрома Восточный. Уже определено, для каких ракет-носителей там будут возводить стартовые комплексы и сколько их будет?
— Да, определено и запланировано в Федеральной космической программе России на 2006 — 2015 годы. Принято, что в этот период будет создан один универсальный стартовый комплекс с одной пусковой установкой для обеспечения пусков ракет-носителей семейства «Союз»: среднего класса грузоподъёмности — «Союз-2» этапов «1а» и «1б» и ракет лёгкого класса — «Союз-2» этапа «1в». Создание космического ракетного комплекса на космодроме Восточный с космическими ракетами-носителями «Союз» позволит обеспечивать запуски космических аппаратов научного и социально-экономического назначения на солнечно-синхронную орбиту. Это «наиболее востребованная» орбита для космических аппаратов дистанционного зондирования Земли — метеорологического, картографического, геодезического и иного назначения. В отношении других стартовых комплексов на космодроме Восточный проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью определения наиболее рациональной их номенклатуры.
—Новый космодром, очевидно, создаётся с прицелом на интенсивное использование в XXI веке. Какие новые ракеты космического назначения могут понадобиться стране в это время?
— Предварительно можно отметить, что, например, для изучения и освоения космического пространства, включая полёты на Луну, в 2015 — 2020 годах потребуются ракеты-носители тяжёлого класса с грузоподъёмностью не менее 20 тонн под пилотируемые корабли нового поколения.
По оценкам учёных, в следующее за этим десятилетие, в 2021 — 2030 годы, будут востребованы ракеты-носители сверхтяжёлого класса — до 50 — 70 тонн грузоподъёмности — для доставки на низкую околоземную орбиту космических модулей — межорбитальных буксиров, конструкций для станций на Луне.
После 2030 года может возникнуть потребность в ракетах-носителях с грузоподъёмностью в пределах 130 — 180 тонн для освоения Луны и реализации других масштабных космических проектов, в том числе осуществления пилотируемого полёта на Марс. Количество стартовых комплексов и пусковых установок для ракет-носителей тяжёлого и сверхтяжёлого класса будет определено в последующем, под конкретные программы экспансии России в космическое пространство.
— В какие сроки у России может появиться сверхтяжёлая ракета-носитель? На основе чего она будет построена?
— Проектом Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу обозначены сроки, когда в России может появиться сверхтяжёлая ракета-носитель. Например, 2030-й определён как рубеж прорыва. К этому времени мы должны пройти этап начала реализации масштабных проектов по использованию ближнего космоса, а также исследования и освоения дальнего
космоса. К таким проектам относятся: создание средств для обеспечения пилотируемого полёта на Луну; осуществление пилотируемых полётов в окололунное пространство, включая высадку космонавтов на поверхность Луны; разработку элементов лунной инфраструктуры. Для реализации таких проектов требуется создание космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса грузоподъёмностью до 70 тонн с использованием конструкторского, технологического и производственного заделов по ракетам-носителям «Ангара», а также необходимого парка разгонных блоков и межорбитальных буксиров с кислородно-водородными и электроракетными двигательными установками.
После 2030 года, согласно Стратегии, предполагается развитие прорыва. Этот этап характеризуется практической реализацией масштабных проектов освоения ближнего космоса, Луны и созданием условий для осуществления в рамках международной кооперации пилотируемого полёта на Марс. Для решения этих задач потребуется разработка космического ракетного комплекса со сверхтяжёлой ракетой-носителем, способной выводить на опорную орбиту полезный груз массой 130 — 180 тонн, и межпланетных многоразовых буксиров на основе электроракетных двигательных установок.
Выход на принципиально иные, не прогнозируемые или рассматривае-
мые в настоящее время лишь концептуально цели, задачи, принципы и методы реализации космических программ также потребуют использования ракет-носителей сверхтяжёлого класса и многоразовых космических буксиров. К таким гипотетическим целям и проектам можно отнести, например, создание космических электростанций, захоронение радиоактивных отходов, использование «космических лифтов», организацию промышленного производства в космосе и т.д.
Разработка сверхтяжёлых ракет-носителей потребует вложений весьма значительных средств, связанных в том числе с необходимостью создания кислородно-водородного маршевого жидкостного ракетного двигателя на базе задела по двигателю РД0120; изготовления и отработки крупногабаритного ракетного блока второй ступени; создания новых технического и стартового комплексов, а также организации крупномасштабного производства жидкого водорода на космодроме Восточный. Кроме того, понадобится создание специального цеха для сборки ракет-носителей непосредственно на космодроме вследствие нетранспортабельных габаритов второй ступени по железной дороге или самолётом. Решение по созданию сверхтяжёлой ракеты-носителя будет приниматься после детальной проработки вопроса.
—Недавно обнародован проект Стратегии развития российской космонавтики до 2030 года. Когда она может быть утверждена Правительством и будет ли разрабатываться долгосрочная программа до 2050 — 2060 годов?
— Роскосмос завершил разработку проекта «Стратегии развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», которая была задана Правительством Российской Федерации. Проект Стратегии 12 марта 2012 года разослан на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, а с 25 апреля размещён для обсуждения на сайте Роскосмоса.
По состоянию на 20 июня проект Стратегии согласован с четырьмя из восьми заинтересованных министерств и ведомств, уточнён по поступившим в Роскосмос предложениям и замечаниям межведомственной рабочей группой под руководством Ю.Н. Коптева и разослан на повторное согласование в Минэкономразвития, Минприроды, Росгидромет и МЧС. В откорректированном проекте Стратегии учтены также замечания экспертного управления Президента и аппарата Совета безопасности Российской Федерации. Кроме того, получены предложения от ведущих организаций ракетно-космической промышленности, специалистов в области ракетно-космической техники, а также лиц, интересующихся вопросами развития отечественной космонавтики.
Указанные замечания и предложения носят разноплановый характер, касаются практически всех направлений космической деятельности и требуют проведения объёмной аналитической работы для обеспечения их учёта в проекте Стратегии. Эта работа возложена на межведомственную рабочую группу. Работа по анализу поступающих новых предложений продолжается. После завершения отработки полученных предложений и согласования уточнённой редакции документа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Стратегии будет представлен в Правительство.
В связи с достаточно стремительным развитием уровня научной мысли и космических технологий, вопрос о необходимости разработки долгосрочной программы развития космической деятельности на такую длительную перспективу, как до 2060 года, в настоящее время окончательно не решён, хотя исследования по данному вопросу проводятся.
—Каковы планы по развитию российской орбитальной группировки спутников социально-экономического и научного назначения?
— Потребности страны в использовании космических аппаратов для обеспечения социально-экономической сферы и научного сообщества предполагают интенсивное развитие орбитальной группировки. В период до 2030 года перспективной целью является развёртывание и поддержание группировки из приблизительно 180 космических аппаратов. В это число войдут примерно 35 космических аппаратов фиксированной связи и вещания на геостационарных и высокоэллиптических орбитах; около 40 космических аппаратов персональной связи на низких орбитах; 10 космических аппаратов гидрометеорологии на солнечносинхрон-ных и геостационарных орбитах; 30 космических аппаратов для мониторинга поверхности Земли и ионосферы; в пределах 25 космических аппаратов для фундаментальных космических исследований и до 40 космических аппаратов навигационного обеспечения.
До 2015 года запланированы запуски космических аппаратов к Луне, а с 2016 по 2025 год намечены запуски на Луну и в окололунное пространство, на Марс и в околомарсианское пространство.
В последующие годы предполагаются запуски аппаратов в точки либрации «Солнце — Земля», «Земля — Луна», «Солнце — Меркурий», «Солнце — Венера», миссии космических аппаратов к телам Солнечной системы, в том числе для поиска возможных форм жизни на планетах. В части пилотируемых полётов до 2030 года запланировано освоение всего спектра околоземных орбит, в том числе обслуживание на орбите дорогостоящих космических аппаратов, пилотируемые полёты на Луну, создание лунной инфраструктуры. После 2030 года предполагается эксплуатация лунной базы, полёты на Марс и астероиды.
— Изучает ли ЦНИИмаш возможность продления эксплуатации МКС до 2028 года?
— Возможность продления эксплуатации модулей российского сегмента МКС до 2028 года определяется их изготовителями — ракетно-космической корпорацией «Энергия», космическим Центром имени Хруничева. Сегодня такие работы проводятся в отношении возможности эксплуатации станции до 2020 года. После того как такая техническая возможность будет доказана, можно будет рассуждать и о судьбе станции после 2020 года.
ЦНИИмаш также вносит свой вклад в эти работы. В ходе выполнения программы научно-прикладных исследований и экспериментов на борту российского сегмента МКС ЦНИИмаш в кооперации соисполнителей разработал технические средства для контроля коррозионных процессов под воздействием микроорганизмов на поверхность гермокорпусов станции. Также разработано оборудование для нанесения дезинфицирующих препаратов на внутренние поверхности российского сегмента МКС.
Центром имени Хруничева создана программа мониторинга микробиологической обстановки в российском сегменте МКС и разработки новых методов и средств её контроля, а также методов и средств санитарной обработки конструкций. В рамках этой программы предусмотрено участие ЦНИИмаша в методическом обеспечении работ, выполняемых с техническими средствами нашей разработки. Результаты исследований по данному направлению могут быть положены в основу для принятия решения о дальнейшем продлении срока эксплуатации российского сегмента МКС.
При этом вопрос о продолжении полёта станции после 2020 года, а тем более до 2028 года, имеет не только техническую, но и программную составляющую. Действительно, необходимо определиться с основным вектором развития пилотируемой космонавтики. В рассматриваемой сегодня Стратегии предлагается сосредоточить основные усилия на создании средств обеспечения полётов человека к Луне, включая начало создания посещаемой базы на её поверхности. ЦНИИмаш разделяет такой подход и считает его вполне рациональным. Освоение, — подчёркиваю, освоение, а не повторное посещение, Луны — это огромная многофакторная задача, выполнение которой, без сомнения, изменит космонавтику в целом, аккумулирует все научные, технические и технологические достижения, создаст новую технократическую элиту страны.
—Роскосмос ориентируется на приоритет практического использования космических технологий. Означает ли это, что пилотируемые программы будут сокращаться?
— Космическую деятельность можно условно разделить на три последовательных этапа. Это «исследование», то есть фундаментальная и прикладная наука, планетология, астрофизика. Следующий этап — это «освоение», когда человек пытается адаптироваться к новым условиям существования и обеспечить будущее использование осваиваемых областей. И наконец, «использование» — стадия непосредственного получения благ в результате космической деятельности. Это и телекоммуникация, и дистанционное зондирование Земли, и навигация, и многое другое. Конечный потребитель ощущает результаты лишь последней стадии, но все они составляют неразрывное целое в процессе космической экспансии, о которой говорили многие философы, начиная с К.Э. Циолковского. Эффективность деятельности на стадии использования во многом определяется успешными работами на двух предыдущих этапах. Роскосмос обеспечивает лишь рациональный баланс между этими этапами. На каких-то временных промежутках большая роль отводится освоению, то есть пилотируемым программам, как это было, например, на этапе строительства российского сегмента МКС. Но необходимо и помнить, ради чего мы инвестируем огромные средства в космическую деятельность. И если пилотируемые программы на околоземной орбите будут приносить практическую пользу, адекватную затрачиваемым средствам, — они будут только развиваться.
Не надо забывать, что освоение не заканчивается на околоземной орбите. И если мы пойдём, как я надеюсь, дальше, это придаст ещё один новый,
достаточно сильный импульс развитию пилотируемой космонавтики. Так что в целом у меня довольно оптимистичный взгляд на её будущее.
—Не так давно в США осуществлён успешный эксперимент с запуском коммерческого корабля«Dragon». Есть ли шанс, что в России появятся аналогичные коммерческие проекты?
— Да, США запустили новый космический корабль «Dragon». Корабль этот разработан коммерческой фирмой «Space-X». Пока это грузовой вариант корабля, и это был его испытательный полёт. Разработчики планируют создать и пилотируемый вариант корабля, возможно, в 2015 году. С его появлением в будущем будет снижена нагрузка на российскую сторону по доставке грузов на МКС. Если после 2015 года будет летать пилотируемый вариант «Dragon» — это коснётся и экипажей. Конечно же, программа пусков наших пилотируемых кораблей будет составляться с учётом этого факта.
Мы для доставки экипажей и грузов на станцию используем отработанные, надёжные корабли «Союз» и «Прогресс». Нас они вполне устраивают. Корпорация «Энергия» постоянно работает над их модернизацией, улучшением эксплуатационных качеств, повышением надёжности и безопасности. Сегодня это уже не те корабли, которые работали 20 лет назад. Однако с расширением задач по изучению и освоению космического пространства потребуется новая космическая инфраструктура. Именно на этом направлении мы предполагаем сконцентрировать свои усилия.
Для решения целого комплекса новых задач по проведению научных исследований, реализации пилотируемых полётов на Луну, задач обслуживания аппаратов в космическом пространстве Роскосмос запланировал разработку новой перспективной пилотируемой транспортной системы. На первом этапе создаётся корабль для полёта на Луну и для про-
ведения исследований на различных орбитах в околоземном пространстве. Работа над этим проектом уже началась. В 2015 году должны начаться испытательные беспилотные пуски нового корабля. На 2018 год запланирован его первый пилотируемый пуск. Далее должны быть созданы корабли для посадки и взлёта на Луне, межорбитальные буксиры, корабль для технического обслуживания и ремонта космических аппаратов на орбите.
—Вы возглавляли комиссию по расследованию причин неудачного запуска спутников «Глонасс-М» в декабре 2010 года. Были выявленын едостатки в подготовке разгонного блока ДМ-03 корпорации«Энергия». Устраненылиониикогдавозобновятся пускисиспользованиемэтогоразгонного блока?
— В 2011 и 2012 годах ракетно-космической корпорацией «Энергия» была проведена большая работа. Практически все замечания и предложения, которые были отмечены и зафиксированы в заключении комиссии, расследовавшей неудачный запуск спутников «Глонасс-М» в декабре 2010 года, устранены. Осталось провести комплексные испытания разгонного блока ДМ-03 на космодроме Байконур в составе ракеты космического назначения. Специалистами корпорации «Энергия» разрабатывается решение по проведению таких испытаний, которые, возможно, пройдут в четвёртом квартале 2012 года или в первом квартале 2013 года. Срок будет окончательно определён после проведения экспертизы подготовленного решения с привлечением ФГУП «ЦНИИмаш» и его утверждения Роскосмосом. По результатам проведения испытаний будет приниматься решение о допуске разгонных блоков ДМ к запускам космических аппаратов. Планируется первый пуск разгонного блока реализовать с космическим аппаратом связи «Эксп-ресс-АМ8» в 2013 году.
(назван по имени немецкого физика Вильгельма Карла Вернера Вина - W. K. V. Wien 1864-1928) Закон гласит, что длина волны, на которую приходится максимальная интенсивность электромагнитного излучения... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.