Понедельник, 25.11.2024
Космическая погода на текущий час
Вход в систему не произведен
 Войти /  Регистрация

Секция Совета РАН по космосу

< В следующий (?) полет SpaceX планирует отправить семь астронавтов
14.06.2012 05:03 Давность: 12 yrs
Категория: Система Марса, Технологии
Количество просмотров: 9387

Мягкое приземление на Марс: парашют, подушки, ракеты или всё сразу?




Проект НАСА Low-Density Supersonic Decelerator («Сверхзвуковой замедлитель низкой плотности») призван использовать для смягчения посадки на Марс аэродинамический тормоз в форме сферы, впервые использованный в космической отрасли компанией Armadillo Aerospace

Но одним надувным шаром, похоже, не обойтись. 

Путь к Марсу долог и сложен: средний полёт автоматической межпланетной станции затягивается больше чем на полгода, да и просто долететь — это всегда проблема. А ещё сложнее приземлиться. Для будущей марсоходной миссии НАСА это чрезвычайно важный момент: чем больше марсоход и спускаемый аппарат, тем сложнее вовремя затормозить. 

В первые четыре (из шести) минуты торможения в атмосфере спускаемый аппарат теряет бóльшую часть скорости, однако и тогда она превышает 1 600 км/ч, а до приземления (примарсивания?) — всего 100 секунд. В этот момент открывается парашют, замедляющий КА лишь до 320 км/ч, но ко времени его срабатывания до встречи с поверхностью остаются считанные секунды — и всего 100 метров высоты. Что делать дальше? 

НАСА испытывает три подхода: приземление на двигателях, как у советской «Луны-24» образца 1976 года, подушки безопасности, смягчающие удар о Марс, и комбинацию ракетной тяги и тросов для безопасного (читай — на минимальной скорости) спуска марсохода на поверхность Красной планеты. 

Однако пока в любом из этих вариантов с существующим аппаратами не получается приземлить нечто настолько большое, что могло бы содержать людей и их жизнеобеспечение. Хотя SpaceX обещает разработать такие средства к 2016 году, НАСА видит эту компанию лишь в качестве частного околоземного грузоперевозчика, не рассматривая такой вариант всерьёз. 

Более того, технически парашюты, использованные для «Феникса», одной из последних американских миссий к Марсу, являются копией парашютов «Викингов» — то есть устройств 1970-х годов. Даже Curiosity, который высадится на Марс в августе, использует ту же архаику! «Мы переросли возможности [этих парашютов] и нуждаемся в большем парашюте, который мог бы обеспечить спуск большего полезного груза», — подчеркнул Марк Адлер, глава проекта Low-Density Supersonic Decelerator. 

Что ж, то, что НАСА почти через полвека всё-таки решилось усовершенствовать систему парашютов для спуска на Марс, стоит похвалить. 

Идея проекта — в использовании амбициозной технологии, недавно неудачно испытанной (правда, с куда бóльшим замахом) Armadillo Aerospace, компанией Джона Кармака, для торможения её собственной ракеты. 

В рамках этого НАСА-начинания разрабатываются три замедлителя спускаемого аппарата: два больших надувных шара-парашюта 6 и 7 метров в диаметре, надуваемых по периметру спускаемого аппарата (а не на тросе сверху, как у Кармака), чтобы увеличить его трение о разряженную марсианскую атмосферу на сверхзвуковой части спуска, а также парашют диаметром в 33 метра. Первые два должны замедлить аппарат с М3,5 до М2. Затем настанет время 33-метрового парашюта, который позволит КА сбросить скорость с 1 760 (М2 в марсианской атмосфере) до 280 км/ч. Все три устройства будут самыми большими из когда-либо разрабатывавшихся для высадки на Марсе. 

Обычно такие системы испытывают в аэродинамических трубах. Однако ни одна из них не достигает 33 метров в диаметре (да и сверхзвуковые аэродинамические трубы 7–8 метров — это тоже скорее из области желаемого). Поэтому сейчас для отработки устройств используются ракетные салазки. На конец нынешнего года как раз намечены испытания 4,5-метрового защитного кожуха для двигателей мягкой посадки. 

Кульминацией испытаний будет подъём командно-агрегатной капсулы размером с «аполлоновскую» на высоту 36 км — чтобы симулировать условия разреженной марсианской атмосферы, с последующим сбросом при дополнительном ракетном ускорении до М4. Этот этап должен состояться через 18 месяцев после первого, ориентировочно в 2014 году. 

В сумме новые системы замедления должны позволить удвоить максимально допустимую массу спускаемых аппаратов, способных мягко приземлиться на поверхность Марса. 

Подготовлено по материалам НАСА

Текст: Александр Березин

Послушать эту новость 

Подробнее


Комментарии

Комментарии

Забыли пароль?

Введите свое имя пользователя или адрес электронной почты. Инструкция по сбросу пароля будет немедленно отправлена по введенному адресу.
Сбросить пароль

Вернуться к форме входа в систему 

Закон всемирного тяготения (Ньютона)

(назван по имени английского математика, физика, астронома Исаака Ньютона - I. Newton 1643-1727) Важнейший для понимания процессов во Вселенной закон формулируется следующим образом... [далее]

Rambler's Top100