Воскресенье, 24.11.2024
Космическая погода на текущий час
Вход в систему не произведен
 Войти /  Регистрация

Секция Совета РАН по космосу

< Медведев: России надо разработать программу освоения дальнего космоса
10.02.2011 05:58 Давность: 14 yrs
Категория: Организация космической деятельности, В России
Количество просмотров: 11401

Золотой президент



В начале февраля почти совпадают две даты - День российской науки и 100-летний юбилей академика Мстислава Келдыша, который был президентом Академии наук СССР в 1961-1975 годах. Совпадение символическое, ибо ни при каком другом президенте наша наука не жила столь счастливо и изобильно.


Многие ностальгически называют время Келдыша «золотым веком» отечественной науки. Страна купалась в нефтедолларах, но манной небесной надо было умно распорядиться, и на научном направлении мы не обмишурились.

С эпохой Келдыша связаны наши самые громкие достижения, которыми мы гордимся по сей день, а иных не прибавилось. Нобелевские награды, которым тогда не особо удивлялись. Космическая эпопея - полет Гагарина, запуск межпланетных аппаратов, первые орбитальные спутники и станции. Достижение ядерного паритета с США, что было возможно только на основе высокой науки. Рывок вычислительной математики, где СССР не уступал США. Реабилитация буржуазных лженаук. Разгром ужасного и непобедимого Лысенко. Создание поколений новых самолетов. Научное сопровождение масштабных строек.

Ко многим достижениям Келдыш имел отношение не только как организатор научного процесса, но и как высочайшего уровня математик, который создал Институт прикладной математики, где выполнялись самые головоломные расчеты. Келдыш на пачке «Казбека» мог в пять минут решить задачу, над которой билась целая лаборатория. Он получил высокий титул «Теоретик космонавтики» и вошел в знаменитую «тройку К» - Курчатов, Королев, Келдыш...

На эпоху Келдыша пришлась повальная влюбленность девушек в физиков. «Девять дней одного года», «Иду на грозу», «Еще раз про любовь» - символы эпохи. Показательно, что в ремейке «Небо, самолет, девушка» место физика занял тусовочный ТВ-персонаж, потому что ученый - это синоним лузера. В 1960-х главной темой были споры о «физиках и лириках». Высоцкий пел о синхрофазотроне, романы Стругацких зачитывались до дыр, молодые ученые создали новую социальную культуру КВН. Жрецы науки превратились в привилегированную касту, а верховным жрецом был Мстислав Келдыш, по иронии судьбы дворянин и внук царских генералов по всем линиям, но с примесью цыганской крови, что придавало ему шарма и импозантности. Келдыш единодушно считается лучшим президентом за три века существования российской науки.

В 60-е ученые в массовом сознании заняли место Павки Корчагина и Стаханова. Авторитет науки был высок, и лучшие умы, казалось, переселились в наукограды - Академгородок, Пущино, Дубна, Черноголовка, Троицк. Капица писал, что стране необходим институт, который выполнял бы роль высшего арбитра, как Верховный суд в США или палата лордов в Англии, но в СССР это Академия наук. Нынче чиновники легко проникают в академию, а тогда это ставило крест на партийной карьере. Высокой номенклатуре Владимиру Кириллину и Игорю Макарову пришлось уйти из ЦК КПСС после избрания в академию. Но именно при Келдыше за счет региональных центров (Сибирь, Дальний Восток, Урал, Северный Кавказ) начался безудержный численный рост академии, что привело к падению престижа академического звания, к многим соблазнам и проблемам.

Тогда дети многих членов Политбюро, начиная с сына Хрущева, были учеными и инженерами, такого сейчас не вообразишь в страшном сне. В 1966 году в ЦК было направлено «Письмо 25» об опасности реабилитации Сталина, под которым стояли подписи Капицы, Тамма, Сахарова, Арцимовича, Леонтовича. Времена распались, и в XXI веке для петиции столько кристально чистых и всемерно уважаемых ученых не наскребешь...

Наука решала задачи с позиций экстенсивного роста. Возникала проблема - открывали новую лабораторию. Проблема крупная - новый институт. Достаточно было заподозрить, что в США увидели где-то перспективу, мы пускались в погоню, сорили деньгами, как случилось с «Бураном», в который Келдыш был влюблен, как в красивую математическую формулу. Армия ученых росла быстрее, чем зубы дракона у аргонавтов. За 20 лет бюджет науки увеличился в 12 раз, численность научных работников - в 6 раз и достигла четверти всех ученых мира. Вместе с инженерами и техниками в 70-х годах в науке было занято 3 миллиона человек, из них в России - 2,3 миллиона. Наука жила от щедрот ВПК, и бюджет Академгородка на 70-75% формировался оборонным заказом.

Структура науки, созданная при Келдыше, была эффективна для того времени. Академия наук, храня верность славным традициям, погрузилась в жесточайший кризис, который ударил ее больнее, чем прочие институты. При Келдыше до 20% мировой научной литературы выходило в СССР, сейчас - около 3%. Доля России в мировом объеме наукоемкой продукции - меньше 1%, ниже Сингапура. Созданные под конкретные задачи центры оказались городами одного поколения и дышат на ладан. Пущино, Черноголовка и Троицк - мировые рекордсмены по эмиграции, которую формирует интеллектуальная элита, вплоть до нобелевских лауреатов. Армия советских ученых оказалась неповоротливой, как полчища Дария. В век информационных технологий такая численность не нужна, а прокормить себя армия ученых не могла.

Судьба Келдыша трагична, как судьба Александра Фадеева, руководившего советскими писателями. В 1973-м Келдышу пришлось собирать подписи под письмом в осуждение Сахарова. Келдыш уговаривал, вынужденно давил, использовал весь свой авторитет. Не подписали письмо лишь Капица, Гинзбург, Канторович, Зельдович и Харитон. Академик Николай Боголюбов после тяжелых разговоров с президентом, который был его близким другом, подпись поставил. После публикации письма в «Правде» из Стокгольма сообщили: шведский король возмущен и Боголюбов вычеркнут из уже утвержденного списка нобелевских лауреатов. У Келдыша развилась тяжелая депрессия, он упросил Брежнева отпустить его из президентов. Лечить Келдыша из Америки приезжал знаменитый хирург Дебейки, который 20 лет спустя оперировал Ельцина. В 1978 году академика Келдыша нашли на даче в наглухо закрытом гараже в машине, двигатель которой работал вхолостую несколько часов...

Сергей Лесков


Комментарии

Комментарии

Забыли пароль?

Введите свое имя пользователя или адрес электронной почты. Инструкция по сбросу пароля будет немедленно отправлена по введенному адресу.
Сбросить пароль

Вернуться к форме входа в систему 

Засветка ночного неба (Световое загрязнение)

Явление “засветки” ночного земного неба искусственными источниками освещения все больше мешает проводить астрономические наблюдения. За последние сто лет... [далее]

Rambler's Top100