Вторник, 16.04.2024

Солнечная система

Квазары

(англ. quasar - сокр. от квазизвездного источника радиоизлучения) Очень далекие внегалактические объекты, излучающие мощные потоки электромагнитного излучения и обладающие очень малыми угловыми размерами. Мощности излучения квазаров сравнимы с потоками излучения от галактик.

Следует напомнить, что мы наблюдаем, все космические объекты такими, какими они были столько времени назад, сколько понадобилось для того, чтобы их электромагнитное излучение достигло Солнечной системы (см. Световой год). См. также Галактики (вне системы Млечного Пути.

Квазары излучают во всех диапазонах спектра электромагнитного излучения, а своим названием обязаны тому, что первоначально они были открыты как источники радиоизлучения. К настоящему времени обнаружено несколько тысяч таких объектов.

В связи с обнаруженной переменностью излучения квазаров с периодами в несколько месяцев или даже недель можно сделать вывод о том, что их размеры, вернее размеры областей генерации излучения, сравнительно невелики, они меньше одного парсека, вместе с тем по мощности излучения они превосходят целые галактики. Механизм излучения квазаров недостаточно изучен.

Вероятнее всего, они содержат в себе сверхмассивные черные дыры, которые сформировались миллионами поглощенных ими звезд. Квазары представляют собой активные ядра очень далеких галактик, т.е. образовавшихся на ранних этапах эволюции Вселенной и наблюдаемых нами такими, какими они были тогда.

Разновидностью квазаров являются квазаги. В их спектрах уровень радиоизлучения сравнительно мал поэтому в названии этих космических объектов, в отличие от квазаров отсутствует буква «р».

В последнее время начал входить в обиход термин микроквазар. Ими стали именовать ранее не известные космические объекты, существующие в нашей Галактике.

Это черные дыры с массами характерными для звезд, а не для галактик, или нейтронные звезды (см. Звезды, Нейтронные). Они генерируют электромагнитное излучение в рентгеновском диапазоне спектра и выбрасывают потоки космических лучей движущихся со скоростями близкими к скорости света. Это происходит при аккреции на них вещества с сохранившихся после взрывов сверхновых звезд (см. Звезды, Сверхновые) их звездных пар.

Исходя из оценок энергетики и эпох существования квазаров и микроквазаров, можно утверждать, что квазары и микроквазары это различные разновидности космических объектов.

Аккреционный диск