Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
НПО им. Лавочкина направило в Роскосмос новую концепцию межпланетных исследований. Необходимость в пересмотре подходов к данному вопросу возникла после утери аппарата «Фобос-Грунт». Эксперты рассказали, какой именно могла бы быть эта концепция и почему.
Генеральный конструктор и генеральный директор НПО им. Лавочкина Виктор Хартов сообщил в среду, что предприятие направило в Роскосмос новую концепцию межпланетных исследований после аварии спутника «Фобос-Грунт».
«Конечно, нельзя останавливаться, надо продолжать двигаться дальше. Я выступаю за аналогичный проект, но он должен быть частью крупной космической программы по исследованию Солнечной системы», – приводит «Интерфакс» слова Хартова.
Он сообщил, что видение предприятием дальнейших шагов по исследованию космического пространства изложено в документах, направленных в Роскосмос.
«Свои новые предложения мы представили в Роскосмос», – сказал Хартов.
Он уточнил, что в сложившихся условиях России нецелесообразно сразу приступать к сложным проектам, делая аналог «Фобоса-Грунта», а необходимо идти последовательно: «Сначала запускать несложные миссии к Луне, потом постепенно усложнять задачи».
«Главное, – отметил гендиректор, – не пугаться препятствий и неудач, возникающих на пути к цели. Сильные делают все возможное, чтобы достичь поставленной цели. Мы должны быть сильными».
«Если ставить задачу организации миссии на Луну, которая включала бы в себя выход на селеноцентрическую орбиту орбитального модуля, посадку на поверхность Луны, доставка лунохода – это сложная миссия, – прокомментировал этот подход газете ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики Александр Железняков. – И, учитывая опыт «Фобос-Грунта», чем больше ставится задач, тем больше вероятность неудачи. А если ставить задачу сначала вывести аппарат на орбиту вокруг Луны, провести картографирование поверхности, изучить характеристики, химический состав и т. д. – это относится к, скажем так, простым миссиям. Ну а дальше надо постепенно усложнять: первый этап – спутник Луны, второй этап – мягкая посадка на Луну, третий этап – доставка какого-то сложного лунохода, который мог бы длительное время путешествовать по поверхности Луны и, может быть, даже создавать задел для будущей базы на Луне. Ну а потом уже в дальнейшем создавать эту базу.
«Наверное, предложение Хартова правильное, – продолжил он. – Учитывая, что мы в последние годы многое растеряли из того опыта, который имели в советское время. Для его восстановления надо начать не с каких-то глобальных миссий типа «Фобос-Грунт», а с чего-то попроще. Так в свое время и было начато: сначала ставилась задача попадания в диск Луны, потом выход на окололунную орбиту, мягкая посадка на поверхность Луны и т. д. Наверное, не в таком виде – все-таки прошли уже многие годы, – но повторить этот путь стоит для накопления опыта, то есть начать с более простых задач.
Хотя, если посмотреть с другой стороны, повторяя то, что было сделано, мы, конечно, не сможем занять лидирующих позиций в межпланетных исследованиях. Здесь получается такая дилемма: с одной стороны, нужно учиться, а с другой стороны, хочется вырваться вперед, а это можно сделать только за счет организации именно революционного полета. Как из этой ситуации выйти? Наверное, Хартов прав, надо учиться. Придется смириться с тем, что есть».
«Наверное, печальный опыт «Фобос-Грунта» доказывает, что этого не надо делать в ближайшие годы, чтобы опять не наступить на те же самые грабли. Но все-таки задел, который был сделан по «Фобос-Грунту», пригодится для следующих миссий. Из любой неудачи надо извлекать опыт», – заключил эксперт, говоря о сложных миссиях, аналогичных миссии «Фобос-Грунта».
Напомним, ракета-носитель с российской межпланетной станцией «Фобос-Грунт» стартовала с космодрома Байконур 9 ноября. При выведении станции на траекторию отлета к Марсу сложилась нештатная ситуация. После того как аппарат был выведен на опорную орбиту, маршевая двигательная установка (МДУ), которая должна была вывести аппарат на траекторию полета к Марсу, не включилась. Связь с аппаратом «Фобос-Грунт» была потеряна. Межпланетная станция, на строительство и запуск которой было потрачено около 5 млрд рублей, зависла на орбите.
Попытки запустить ее работу провалились, и в ночь на 16 января станция «Фобос-Грунт» прекратила свое существование. Данные о падении обломков станции на Землю разнятся. Некоторые утверждают, что аппарат полностью сгорел в атмосфере. Эксперты поспешили заявить, что отсутствие обломков не позволит установить точную причину неудачи «Фобос-Грунта», а специалистам, расследующим аварию, придется руководствоваться лишь догадками и предположениями.
Накануне в СМИ появилась информация, что запущенный 9 ноября «Фобос-Грунт» не сработал штатно из-за того, что случайно попал под воздействие мощного радиоэлектронного импульса радара США, расположенного на Маршалловых островах. Якобы этот радар занимался отслеживанием траектории одного из астероидов. NASA отказалось комментировать такую версию событий
Позднее появилось еще одно предположение о причинах падения аппарата. Источник «Интерфакса» в комиссии, расследующей причины неудачи, сообщил, что «наиболее вероятной версией случившегося является программная ошибка и последовавшие за ней действия наземных служб, приведшие к полной разрядке аккумуляторных батарей».
По его словам, специалисты Роскосмоса пришли к выводу, что компьютер «Фобос-Грунта» при выводе на орбиту был перегружен и начал работать со сбоями. Для восстановления нормальной работы электроники было принято провести его перезагрузку. Связь с аппаратом была прервана, и для ее восстановления пришлось включить энергоемкий передатчик Х-диапазона, который, проработав «длительное время», разрядил батареи.
В свою очередь элементы питания межпланетной станции подзарядить от солнечных батарей якобы не удалось, так как «Фобос-Грунт» большую часть витка вокруг Земли находился на теневой стороне. Почему энергоемкому передатчику пришлось работать долго, но связь так и не была установлена, источник агентства не уточняет.
Текст: Роман Крецул
(назван по имени немецкого физика Вильгельма Карла Вернера Вина - W. K. V. Wien 1864-1928) Закон гласит, что длина волны, на которую приходится максимальная интенсивность электромагнитного излучения... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.