Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
В школе не объясняют, ни почему так важно мыслить научно и критически, ни почему наука играет исключительно важную роль в жизни общества. Свою точку зрения на образование и науку в России в интервью «Газете.Ru» высказал доктор наук, профессор философского фкультета МГУ, президент Российского гуманистического общества, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Валерий Кувакин.
– Каковы функции образования? Как уровень образования влияет на политику, экономику и вообще благополучие страны? Справедливо ли высказывание Уинстона Черчилля про то, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать?
– Функции образования почти универсальны, поскольку оно закладывает базовые знания, обеспечивает человеку платформу для выработки мировоззрения и в решающей степени определяет его стиль и образ жизни. А по существу – его возможности и судьбу. Образование практично. И степень его практичности постоянно повышается по мере интеллектуализации современной цивилизации. Школьные и вузовские учителя действительно играют исключительно важную роль в жизни людей, как принадлежащих к роду разумных существ. Они не власть в политическом смысле, но источник и транслятор тех знаниевых, нормативных (моральных, правовых, гражданских, экологических) богатств, которые определяют картину мира человека, живущего по законам природы и общества.
– Как, на ваш взгляд, изменился уровень образования в СССР и России за последние несколько десятков лет? Был ли он лучше при СССР? Можно ли сказать, что сейчас уровень образования катастрофически падает, чему свидетельство – желание большинства родителей иметь возможность отправить своих детей учиться за границу да и вообще желание большинства российских граждан жить за рубежом? Или это необъективные, единичные наблюдения, на основе которых неправильно делать выводы?
– В целом уровень образования в нашей стране растет, что вполне естественно и неизбежно, ввиду роста знаний, прогресса науки и техники. Но эффективность образования отстает от того уровня, который мог бы быть достигнут, если бы в СССР оно не ограничивалось бы и не деформировалось избыточной политизацией учебного процесса, а в России – хаосом «реформ» и коррупцией, ставшей тотальной и захватившей образовательную сферу.
К желанию родителей отправить своих детей за границу для получения образования нужно отнестись реалистически.
Во-первых, это до известной степени мода и довольно глупый способ поднять свой социальный статус в глазах окружающих. Во-вторых, это один из способов капитуляции человека (отца или матери) как граждан своей страны, имеющих достаточно много инструментов и возможностей помочь своей конкретной школе поднять качество образования. Гораздо проще, думают такие родители, послать ребенка за границу. Но не всегда это дает желаемый эффект, тем более что возникает риск для них потерять из виду своего сына или дочь, а для ребенка – свою страну. В-третьих, это желание, которое трудно порицать или оправдывать, является реализацией естественной потребности родителей дать детям качественное образование и, в перспективе, достойную работу. Не секрет, что в ряде школ или регионов такое образование бывает недоступным.
Сегодня все большее число граждан стремится уехать за рубеж. Опять-таки здесь есть двоякая составляющая.
В первую очередь, людей «выталкивает» за границу плохое качество жизни в России, неопределенность общей социальной и политической ситуации, коррупция, постыдно низкий моральный уровень информационного пространства, вульгарность этических и эстетических стандартов, культивируемых СМИ.
Но в желании уехать я не могу не видеть и проявления атрофии гражданской позиции людей. Именно она и позволяет России дрейфовать в сторону вульгарного, диковатого и развращенного общества. Уехать – это значит и расписаться как в своей капитуляции, так и в своем эгоизме, в равнодушии к истории и культуре страны, в которой тебе было суждено родится. Речь идет, конечно, о моральной, а не юридической стороне дела. Но повторю: в самом желании уехать из России нет ничего ни плохого, ни хорошего. У каждого из нас есть такое право, и в каждом отдельном случае срабатывает уникальная комбинация мотивов. Но как бы мы ни относились к этой тенденции, она – симптом болезни общества, его общего неблагополучия.
– Что вы думаете о новых стандартах образования для старшеклассников, которые некоторое время назад вызвали бурную дискуссию в обществе? Можно ли ожидать улучшения школьного образования в ближайшие годы или же, наоборот, стоит ждать только резкого ухудшения ситуации?
– Новые стандарты образования вызывают двойственное отношение. В ряде случаев они учитывают прогресс в соответствующих областях знания. Однако происходит чрезмерная формализация образовательного процесса, сужается спектр выбора учебных дисциплин, а в комплекс социально-гуманитарных предметов все более очевидным образом проникает «православно-патриотическая» составляющая. Тем самым прямым образом нарушается главный ценностный принцип обучения – его гуманистическая, общечеловеческая нравственная основа. Положение в сфере образования в конечном счете определяется общим социальным, политическим и моральным состоянием общества. Коррупция в ее широком понимании, как разложение, развал и разрушение нормального положения вещей, будет играть в сфере образования главную отрицательную роль. Ожидать улучшения ситуации в школе не приходится.
– А что вы думаете про уровень образования в российских вузах? Из ваших личных наблюдений, растет или падает уровень знаний абитуриентов и студентов?
– Уровень образования в российских вузах сильно колеблется от вуза к вузу, от региона к региону. Есть вузы, которые являются таковыми только на бумаге. Во всех других случаях многое зависит от руководства и профессорско-преподавательского состава. Там, где есть воля и решимость, любовь к делу и ответственность, учебный процесс полнокровен и эффективен. Ведь основы, сущность обучения, его базовые технологии отработаны в течение веков, и современные инновации не играют решающей роли, если только они напрямую не связаны с содержанием образования. Тревожит другое – понижение мотивации абитуриентов и те «бифуркации», которые вызывает ЕГЭ при зачислении студентов.
ЕГЭ необъективен. И это главное. Вузы получают «котов в мешке», а сами выпускники выглядят слепыми котятами.
Чаше всего они не знают, чего хотят. Столь же болезненна и ситуация с выпускниками. Они не могут найти достойную работу, у них ослаблена воля к дальнейшему обучению. Один из мотивов, который так или иначе работает, – это, к сожалению, все то же желание уехать за границу для получения работы или продолжения образования.
– Поскольку данный текст будет опубликован в разделе «Наука», то больше внимания хотелось бы уделить вопросам подготовки кадров для научной работы российскими вузами. Можно ли стать ученым мирового уровня, обучаясь и работая исключительно в России, или же без общения с иностранными коллегами не обойтись?
– Сегодня наука как никогда интернациональна. Научное сообщество – это планетарное явление, коммуникации внутри которого имеют высочайшую степень интенсивности. Современный ученый является в этом смысле гражданином мира. Чем больше у него коммуникаций, тем эффективнее его исследования, тем выше шансы на успех.
В этом смысле ученым мирового уровня можно быть в любой точке земного шара.
Но это только одна сторона дела, поскольку в этой точке должен быть минимум (а лучше максимум) условий для работы ученого. В ведущих фундаментальных науках, скажем, в физике, химии или биологии, лабораторная и экспериментальная база – исключительно дорогостоящее предприятие. Столь же важны для ученого и его личные условия работы: он должен получать достойную зарплату, иметь достойное жилье, иметь возможность участвовать в различного рода конференциях и т. д. Как известно, наука в России унижена и вытеснена на задворки информационного пространства. Она потеряла в глазах людей свою ценность и привлекательность.
Быть ученым сегодня непрестижно. Поэтому наука в России отмирает.
Если власть в нашей стране не поймет, что между наукой, государством, бизнесом и СМИ необходимо заключить новый социальный контракт, в котором научное сообщество будет иметь статус равноправного партнера, то может случиться непоправимое: наука просто выродится, и страна потеряет свою культурную и интеллектуальную самостоятельность.
– В продолжение предыдущего вопроса: насколько высок уровень преподавания английского языка в российских вузах? Насколько важно знать английский язык?
– В целом уровень преподавания языка в российских вузах улучшается крайне медленно. Меняется ситуация с его знанием студентами. В решающей степени оно зависит от самого студента и его обстоятельств. Если он ему необходим и это осознается, то язык, а то и два будут изучены. На улучшение знания иностранных языков, особенно английского, влияет и культурная экспансия. Все большая часть информации получается нами на языке оригинала, особенно на английском языке, через интернет, компьютерные технологии, даже через рекламу.
Как бы мы ни относились к этому, но сегодня английский реально стал языком межнационального общения, в том числе и в науке.
Так что знание языка в значительной степени определяется не учебными, а житейскими обстоятельствами. Но роль преподавателя в изучении языка остается главной.
– Связано ли засилье мракобесия и лженауки на телевидении, в СМИ и даже в высших эшелонах власти с тем, что уровень образования в нашей стране за последние годы резко снизился и продолжает снижаться? Или же подобные вещи происходят и в других странах, и в целом у нас не так уж все и плохо?
– Засилье лженауки напрямую связано с качеством обучения. Причем даже не столько со знанием как таковым, сколько с его ценностным статусом. Можно знать важные физические законы, но не знать, почему их важно знать. И в этом случае знание человеком о тепловом поле легко может быть вытеснено «знанием» об информационном или биокосмическом поле человека. То, что по-английски называется appreciation, оценка или понимание ценности науки в жизни человека и общества, у нас почти на нуле.
В школе не объясняют, ни почему так важно мыслить научно и критически, ни почему наука играет исключительно важную роль в жизни общества и каждого из нас.
Кроме всего прочего, беспрецедентному распространению в России лженауки и паранормальных верований способствует коррупция. И то и другое в конечном счете аморально и преступно. Это такое зло, которое стало нашим национальным позором: он понижает уровень цивилизованности страны и делает нас посмешищем в глазах других народов. Нигде в Европе шарлатанство не цветет таким пышным цветом и не имеет такого влияния на чиновничество и власть, как в России. Превратившись в одну из форм организованной преступности, лженаука и паранормальные верования из проблемы невежества превратились в проблему социальную и политическую – это еще один знак нового застоя в истории России.
ТЕКСТ: Николай Подорванюк
(назван по имени английского математика, физика, астронома Исаака Ньютона - I. Newton 1643-1727) Важнейший для понимания процессов во Вселенной закон формулируется следующим образом... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.