Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Владислава Ананьева
Являются ли ядра комет однородными сгустками пыли и замерзших газов, или же их состав может быть существенно неоднороден? Существуют наблюдательные свидетельства в пользу обеих точек зрения. С одной стороны, наблюдения дегазации отдельных фрагментов разрушившейся кометы Швассмана-Вахмана 3 (Schwassmann-Wachmann 3) показала, что состав ядра этой кометы был однороден. С другой стороны, наблюдения комет Темпель 1 (Tempel 1) и Хартли 2 (Hartley 2) космическим аппаратом Deep Impact (вторую комету он изучал в рамках расширенной миссии EPOXI) привели ученых к выводу, что струи углекислого газа и водяного пара вырывались из разных участков ядер этих комет, не коррелируя друг с другом. Чтобы прояснить этот вопрос, требовались дальнейшие наблюдения.
В начале августа 2014 года к ядру кометы Чурюмова-Герасименко приблизился европейский космический аппарат «Розетта». Ученые получили уникальную возможность проследить развитие кометной активности по мере приближения кометы к Солнцу. Среди множества других научных приборов на борту «Розетты» находился масс-спектрометр ионов и нейтральных атомов ROSINA. С помощью этого инструмента были проведены прямые измерения газового состава комы кометы с высоким временным разрешением.
В августе «Розетта» двигалась вокруг ядра, находясь над северным (летним) полушарием кометы (широта ближайшей к аппарату точки на поверхности менялась от 10° до 90°). В сентябре орбитальный аппарат пролетал уже над южным (зимним) полушарием (до -50° широты).
Как и ожидалось, газовая кома кометы Чурюмова-Герасименко состояла преимущественно из водяного пара, углекислого и угарного газов. Показания ROSINA в период с 4 по 8 августа 2014 года показаны на рисунке ниже.

В среднем плотность комы увеличивается по мере приближения к ядру кометы по закону 1/R2, однако на эту зависимость накладываются сильнейшие флуктуации содержания водяного пара, и в меньшей степени – других газов. Сначала наблюдаемые колебания содержания водяного пара происходили с периодом 6.2 часа (что составляет половину кометных «суток»), потом период поменялся на 12.4 часа. Колебания содержания угарного газа повторяли колебания содержания водяного пара, но с меньшей амплитудой, содержание углекислого газа менялось независимо.

Чтобы разобраться в причинах таких масштабных флуктуаций, авторы исследования наложили график содержания газов в коме по данным ROSINA, на вид ядра кометы с точки зрения «Розетты» (для замеров, сделанных 18-19 сентября). Как оказалось, пики в содержании водяного пара наблюдались, когда в прямой видимости с «Розетты» оказывалась зона перешейка, отличающаяся наибольшей активностью. Напротив, глубокие минимумы в содержании водяного пара фиксировались тогда, когда ядро поворачивалось к «Розетте» южной частью своей большей половины (т.н. «телом»).

Значительные вариации содержания водяного пара и отдельные пики в содержании углекислого газа приводят к сильной переменности состава комы. Так, 7 августа 2014 года в 18 часов отношение содержания угарного газа к водяному пару CO/H2O составило 0.13 ± 0.07, а отношение углекислого газа к водяному пару CO2/H2O – 0.08 ± 0.05. Однако 18 сентября отношение CO/H2O менялось от 0.56 ± 0.15 до 4 ± 1, а потом обратно до 0.38 ± 0.15 в течение одних кометных «суток»! Аналогично, отношение CO2/H2O в этот же день менялось от 0.67 ± 0.15 к 8 ± 2 и обратно до 0.39 ± 0.15.
По мнению авторов исследования, основным источником водяного пара является область перешейка, тогда как углекислый газ испускается в основном большой половиной ядра («телом»). Причиной этого различия может быть сезонная разность в уровнях освещенности разных участков поверхности. В области перешейка температура достаточно высока для активной сублимации водяного льда, поэтому доля водяного пара над этой областью велика. В зимней половине «тела» ядра кометы температура существенно ниже и уже недостаточна для сублимации водяного льда, однако достаточна для сублимации более летучего углекислого газа. Малые вариации содержания углекислого и особенно угарного газов объясняются более глубоким залеганием соответствующих льдов, тогда как водяной лед испаряется с поверхности или с малой глубины, и хорошо «чувствует» суточные колебания температуры.

Будущие наблюдения позволят отделить сезонные вариации темпов дегазации (и, как следствие, неравномерность содержания различных газов в коме кометы) от влияния возможной неоднородности состава ядра.
Межгалактическое пространство заполнено газом. Его средняя плотность не превышает одного атома на кубический дециметр, однако общая масса межгалактического газа, возможно, превышает массу содержащуюся во всех звездах... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.