Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
От перепадов температур, оказывается, пали многие империи, начиная с Римской. И нынешний глобальный экономический кризис, как полагают эксперты, стал причиной экстремального изменения климата. Почему так происходит и к чему это приведет, нам объяснил руководитель программы «Климат и энергетика» российского представительства Всемирного фонда дикой природы(WWF), кандидат физико-математических наук Алексей Кокорин.
С 1984 по 1999 годы он был сотрудником Института глобального климата и экологии РАН и Росгидромета. Принимал участие в Рамочной конвенции ООН об изменении климата(РКИК), программах США по изменению климата, Межправительственной группе экспертов по изменению климата, в подготовке Киотского протокола (1997 год) и его «подзаконных» актов - Марракешских соглашений (2001).
ОЧЕНЬ КОРОТКОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ
- Алексей Олегович, ученые из Гонконгского университета под руководством географа Дэвида Чжана недавно пришли к выводу, что изменение климата, в частности, похолодание, в ответе за войны, эпидемии и экономические кризисы. Другими словами, именно температурные колебания оказывают чуть ли не решающее воздействие на развитие человеческой цивилизации. Вы согласны с этими выводами?
- Я совершенно солидарен с коллегой. Но вот сам вопрос – похолодание сейчас или потепление – он не совсем правильный. Согласно ежемесячным бюллетеням Росгидрометра, у нас сейчас на планете происходит краткосрочное потепление, вызванное, в основном, антропогенным, то есть созданным человеком, усилением парникового эффекта. Он начался примерно с 1990 года. Но происходит это потепление на фоне нашего очередного движения к ледниковому периоду, а он обусловлен астрономическими факторами. Тот факт, что у нас в масштабе тысяч лет идет похолодание – это совершенно очевидно. Но оно малозаметно, потому что идет очень медленно. И когда, наконец, наступит ледниковый период, то наши далекие потомки как-то экономически к ним приспособятся. Но сейчас это не наша забота.
- Когда планета замерзнет?
- Через 5-10 тысяч лет.
- А в нынешнем третьем тысячелетии что будет происходить?
- Пока еще лет 50 на климат будет влиять человек. А дальше это закончится. Мы прекратим сжигать топливо, перейдем на новые технологии, снизим выбросы углекислого газа. И не только потому, что, скажем, ветровая или солнечная энергия станет экономически выгодной, она будет внедряться принудительно. И вот тогда человечество вновь будет подчиняться законам природы: на климат будут влиять только солнечные циклы. Они и сейчас влияют постоянно, просто слабее.
- В нынешнее краткосрочное потепление сильно будет жарко?
- Нет, потепление в градусах будет очень небольшое. Но гораздо серьезнее оно выражается в так называемой экстремальности климата, когда сильная жара будет чередоваться с сильным холодом. И будет много наводнений и засух.
- Как долго продлится потепление?
- Думаю, до конца 21 века.
- А сейчас, выходит, мы живем в «переходный» период?
- Да. Во время экстремального изменения климата чрезвычайных явлений по всей планете, в том числе и в России, стало в два раза больше за 15 лет. Именно экстремальность климата и стала причиной появление экономического кризиса.
РОССИИ УЧАСТЬ РИМА НЕ ГРОЗИТ
- Но меня в выводах профессора Чжана смущает вот что. Он получил свои результаты после того, как проанализировал статистические данные по колебаниям температуры, демографические, экономические показатели в период с 1500 по 1800 года, то есть для доиндустриальной Европы. А в то время главной отраслью экономики было сельское хозяйство: от климата зависел урожай. Мы же сегодня со своими мощными современными технологиями можем сохранить урожайность при любых условиях. Или быстро переправить с одного конца Земли в другой необходимое продовольствие. Может, изменение температур сегодня - для нас не приговор?
- Конечно, нынешняя ситуация не так катастрофична, как, например, в 400-х годах нашей эры в западной Римской империи. Тогда были жуткие сочетания очень высокой температуры и очень большой влажности. Неурожаи расшатали экономику, империю постоянно беспокоили набеги варваров, римские воины болели - и Рим пал. Более того, эпидемии чумы в 1347 году тоже способствовало изменение климата. Тогда была жуткая жара. Она-то и благоприятствовала распространению заболевания.
А сегодня дела обстоят иначе. Так, например, наибольший ущерб от потепления климата через 20-30 лет будут нести страны в широкой полосе от Португалии до Центральной Азии, и африканские страны. Но при этом страдать они будут не от температуры, а от засух. Но у них будет выход: они смогут перейти, как Израиль, на капельное орошение. Поэтому, конечно, сейчас зависимость от климатической урожайности гораздо меньше, чем сотни лет назад. Но не смотря на это, по нашим подсчетам, мы сейчас зависим от климата на 20 процентов. Это немало.
- Мировой экономический кризис, по прогнозам, подходит ко второй волне. И тогда экономические беды могут продлиться до середины столетия. Что может усугубить ситуацию?
- Главной бедой при продолжении нынешней тенденции экстремальности климата будет недостаток пресной воды.
- Как она будет исчезать?
- Во многих местностях будет выпадать норма осадков, но неравномерно. Например, в Центральной Азии вместо пяти маленьких дождей будет два ливневых. И теперь представьте: дождь схлынул, а ирригационные сооружения очень старые, еще со времен Советского Союза, воду не держат, - и питьевой воды у них не станет. Режим выпадения осадков – это, пожалуй, более настораживающая вещь, чем перепады тепла и холода.
- И осадками мы еще управлять не можем?
- Нет. И не научимся даже в обозримом будущем. А значит экономический ущерб будет очень неравномерно распределен по всей территории земного шара.
- В России как будут обстоять дела?
- По прогностическим картам, Россия будет находиться более-менее в неплохом положении. Например, в Архангельске будет меньше заморозков в конце весны и в начале лета, поэтому урожай картошки будет лучше. То же самое наблюдается сейчас на северо-востоке Якутии. Раньше картошку не удавалось растить, а сейчас - пожалуйста. Но в ближайшие лет 20 будут очень холодные зимы и очень жаркое лето.
МАЛЬДИВЫ СТАНУТ АТЛАНТИДОЙ
- Во время потепления второго Всемирного потопа не случится? Ведь если затопит все прибрежные зоны, то это тоже может ударить по экономике многих стран.
- Уровень океана будет повышаться, но не катастрофично. Всего на один метр. А не на 5 или 20, как грозят некоторые паникеры.
- Что может уйти под воду?
- Острова в основном. Например, Мальдивы затонут лет через 50. Они находятся очень низко над уровнем моря. И султан Мальдивов уже собирается купить для всех своих подданных земли на Цейлоне. И перенести туда туристскую индустрию. Маленький остров в Тихом океане Тувалу тоже обречен.
- А вообще были большие потопы в истории Земли?
- Конечно, уровень океана повышался и понижался на 40-60 метров. Океан был ниже, когда древние люди пришли в Америку через Берингов не пролив, а Берингов перешеек. Уровень был выше и несколько тысяч лет назад, когда Скандинавия была островом. Согласно палеоклиматическим данным, один градус повышения температуры по всей планете – это аж целых 20 метров повышения уровня океана. И на основании этого делают откровенно паникерские выводы. У нас сейчас повышение средней температуры с доиндустриальной эпохи 0,8 градуса, а скоро будет 2. Но эти 2 нельзя на 20 умножить и получить 40. Это ошибочно. Потому что все зависит от того, с какой скоростью идет нагрев. Есть такой простой школьный опыт. Возьмите кусок льда и поместите в термостат при температуре плюс 1 градус. Он ни за день, ни за неделю не растает, воды будет чуть-чуть. А если его поместить на год, тогда все растает. Так же и с нынешним климатом. Нужны три тысячи лет, чтобы, например, вся Антарктида растаяла. Но потепление скоро закончится, потому что мы пойдем к новому ледниковому периоду. Поэтому Антарктида не успеет растаять. А если куски льда и попадут в океан в виде огромных айсбергов, то он охладит их настолько, что процесс таяния остановится.
- Как часто случаются ледниковые периоды?
- Примерно раз в сто тысяч лет. И животные, и древние люди их благополучно пережили.
- Перед каждым ледниковым периодом были такие экстремальные периоды, как сейчас?
- Да, так было всегда. Это механизм природы. Другое дело, что сейчас добавился антропогенный фактор.
В ПОИСКАХ ВОДЫ
- Какая все же связь между скачками температуры и индексом Доу-джонса?
- Прямая! Например, пришла очень холодная зима, тогда должны быть большие и запасы топлива, и запасы энергии на кондиционирование. Это для многих странах затратно. Другой пример: представим, что лет через 20-30 в Средней Азии питьевой воды стало мало. На капельное орошение они не перешли, никакие сооружения для задержания воды не держат. Ледники там настолько уменьшились, что не являются аккумулятором влаги. И вот у них прошел бурный весенний паводок и больше у них нет воды. Что им остается делать? Куда-то уезжать. В соседние страны не уехать, там так же плохо. Значит, они приедут в Россию. И это уже будет не несколько миллионов человек, как сейчас, а 20-30 миллионов человек. Серьезная проблема, которая может привести к очередному кризису. Потом он еще усугубится, потому что Средней Азии нужно будет помогать. Например, строить гидротехнические сооружения для задерживания воды. Это тоже траты. Представьте себе, что Стабилизационный фонд вам пришлось потратить на защиту полстраны от наводнения и полстраны от засухи, и еще - на защиту населения от лихорадки и малярии. И у нас нет Стабфонда.
А цена на нефть как определяется? Похолодало в США – спрос на бензин стал больше, цена на нефть пошла вверх. Более того, при экстремальном климате происходит больше стихийных бедствий. Это оттягивает гораздо больше экономических ресурсов. Будь то засуха или наводнение, жара или, наоборот, аномальный холод, ледяной дождь, выпадение снега в Аргентине. И все это будет усиливаться в ближайшие 30-40 лет.
- Какие из стран пострадают в первую очередь от экстремальности климата?
- Африка, ряд стран Азии, Южная Европа. Например, уже сейчас в Греции очень тяжелая ситуация с туризмом. Ведь у них из года в год уже очень жаркое лето. Но Греция еще чуть в лучшем положении, чем Испания. Потому что в Грецию люди едут посмотреть развалины. Их можно посмотреть и при температуре плюс 40. А вот в Испанию едут отдыхать. На море. Но теперь там каждое лето температура плюс 40. А в мае и в сентябре там в море холодная вода, потому что в Средиземном море почти не изменилась температура. И в результате курортная индустрия Испании уже на заклании. Южная часть Франции тоже будет в не блестящем состоянии: при повышении температуры качество вина ухудшается. В Турции летом может быть тоже очень жарко.
- А с США что будет?
- Америка - огромная страна. Даже если во Флориде каждую неделю будет по тайфуну, то люди переедут в другие районы.
- Но кризис оттуда идет.
- Как правило, так и бывает: в кризисе виноват один, а страдает другой. Такой пример: первое место по вредным выбросам занимает Китай, второе место – США. А страдает кто больше всего? Мальдивы, например. Но климат и Америку затронет. Так, например, у США огромный внешний долг. И если, например, они надумали отдавать свой долг по плану и откладывают каждый день по 10 рублей, но вдруг у них затопило несколько штатов – и они все потратят на восстановление инфраструктуры. Кредиторы требуют отдать долг, а они не могут накопить. И долг опять трясет экономику США, а вместе с ней и весь мир. Вспомните, 2005-й год оказался очень богатым на ураганы именно в Атлантике. Тогда 22 урагана образовалось за теплое полугодие в Атлантике. Из них 5 было катастрофической мощности. Это Катрина, Вильма, Рита. И они фактически опустошили юг США и, как вы помните, это спровоцировало изменение мировых цен на нефть.
- Экстремальный климат может повлиять на возникновение военных конфликтов?
- Когда условия жизни людей ухудшаются, они начинают другие территории осваивать. Уже сегодня Северная Африка лезет во Францию. Кто-то лезет в Россию. Могут быть беспорядки. При этом, многие переселяются в другие страны не только потому, что там жизнь лучше. А потому что жизнь у них на месте стала намного хуже. Эмигранты привозят и свои болячки. Это усиливает возможность появление эпидемий. Все это - следствие экстремальности климата. Ведь потеплее одеться мы можем, и можем купить зерно в другой стране, а к чехарде температур не приспособишься быстро. И финансы на это оттягиваются, и экономики не хватает, и люди мигрируют и бузят там, куда они приехали.
В общем, прогноз климатологов такой: к 2050 году климат будет настолько более «нервный», что будет отвлекать на себя большие экономических ресурсов, что для многих стран может обернуться большой бедой. Надо быть к этому готовым. Но Россия будет одна из немногих стран, где экстремальность климата принесет наименьшие потери.
- Кому еще повезет?
- Скандинавии, Канаде, северным областям Китая, США, некоторым областям Южной Америки.
- А где будет хуже всех?
- Очень плохо будет во всей широкой полосе от Португалии до границ Китая. И к югу от Сахары, в зоне Сахеля.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Алексей Кокорин с 1984 по 1999 год был сотрудником Института глобального климата и экологии РАН и Росгидромета. Принимал участие в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), программах США по изменению климата, Межправительственной группе экспертов по изменению климата, в подготовке Киотского протокола (1997 год) и его «подзаконных» актов - Марракешских соглашений (2001).
КСТАТИ
Превратится ли Земля в ледяной шар?
По одной из гипотез под названием «Земля-снежок», наша планета по крайней мере один раз - в неопротерозойскую эру, около 700 - 800 миллионов лет назад - замерзала так, что превращалась в ледяной шар. Об этом свидетельствовали осадочные ледниковые породы, найденные чуть ли не на экваторе. Получалось, что льды в то время покрывали нынешние тропические районы.
Недавно ледяную перспективу чуть «отогрели» исследователи из Франции, США, Бразилии и Малайзии, которые подробнее изучили те самые ледниковые породы (на территории Бразилии) и прикинули концентрацию углекислого газа в то далекое время. Вышло, что совсем уж в «снежок» Земля никогда не превращалась. И уж в тропической зоне наверняка оставалась открытая вода, сохранялись растения и животные. Там и пережидали катаклизм.
(назван по имени немецкого физика Вильгельма Карла Вернера Вина - W. K. V. Wien 1864-1928) Закон гласит, что длина волны, на которую приходится максимальная интенсивность электромагнитного излучения... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.