Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
На прошлой неделе Space Exploration Technologies, или SpaceX (Готорн, штат Калифорния) стала первой коммерческой компанией, доставившей груз на Международную космическую станцию. Добившись такого успеха, она приковала к себе внимание, пробудила фантазию и обеспечила себе постоянное место в анналах истории покорения космоса.
Космический корабль Dragon компании SpaceX стартовал с мыса Канаверал 22 мая. На орбиту он был выведен ракетой-носителем Falcon-9. Спустя три дня корабль состыковался с МКС, находящейся на орбите на высоте 300 с лишним километров над Землей. Затем работающие на борту МКС астронавты в течение нескольких дней разгружали Dragon, перенося доставленные грузы на станцию, после чего погрузили на корабль материалы, предназначенные для доставки на Землю. Капсула благополучно отстыковалась от МКС и 31 мая приводнилась в Тихом океане.
9-дневный полет стал выдающимся достижением для компании и ее учредителя - интернет-предпринимателя Элона Маска (Elon Musk). Он вместе со своей довольно молодой командой инженеров преодолел массу технических трудностей. Им также пришлось преодолевать откровенный скептицизм некоторых ветеранов космоса и правительственных чиновников. Говорят, что для успешного осуществления любой космической миссии надо правильно и одновременно сделать десятки тысяч вещей. SpaceX сделала это почти идеально, причем с таким же энтузиазмом и уверенностью в себе, какие были присущи первопроходцам космоса.
Тем не менее, в итоге задача оказалась сложнее, и на ее решение ушло больше времени, чем представлял себе Маск, создавая в 2002 году компанию SpaceX. Первые три запуска небольшой ракеты-носителя Falcon 1 закончились неудачно. Как признался сам Маск в своем недавнем интервью, если бы и четвертая попытка закончилась провалом, у компании не осталось бы финансовых средств для продолжения работ. К счастью, в сентябре 2008 года ракета Falcon 1, запущенная с атолла Кваджалейн в Тихом океане, успешно вывела на орбиту полезную нагрузку. А спустя почти два года более крупная и мощная ракета-носитель Falcon 9 успешно провела свой первый полет, стартовав с мыса Канаверал.
Новая стратегия НАСА
События прошлой недели не только подтвердили техническую доблесть SpaceX, но и стали приятной и долгожданной новостью для космических руководителей из администрации Обамы. Вскоре после прибытия космического корабля Dragon на МКС помощник президента по науке и технике Джон Холдрен (John Holdren) назвал это достижение «ключевой вехой в реализации замыслов президента Обамы по обеспечению Америке непрерывного лидерства в космосе».
Эти замыслы, озвученные в феврале 2010 года, предусматривают, что коммерческие компании, пользуясь значительными финансовыми вливаниями и технической поддержкой со стороны НАСА, возьмут на себя выполнение задачи по доставке астронавтов на МКС после вывода из эксплуатации космических челноков. А само космическое агентство должно переключиться на разработку новых инновационных технологий для осуществления полетов за пределы околоземной орбиты, а также на Луну, на астероиды и на Марс.
Справедливости ради надо сказать, что SpaceX начала работу по созданию Falcon 9 и Dragon задолго до прихода к власти президента Обамы, действуя при помощи средств, полученных от администрации Буша. Тем не менее, Обама отдал свой важный голос доверия к компании SpaceX, когда посетил в апреле 2010 года ее отделение на мысе Канаверал. А в новой космической стратегии его администрации была публично подчеркнута важность усилий компании.
До полного подтверждения и придания законной силы этой новой стратегии предстоит еще пройти долгий путь. SpaceX и прочие борющиеся за контракты НАСА фирмы должны будут со временем продемонстрировать надежность своей продукции. Им придется выполнить более строгие требования, связанные с отправкой человека в космос. Тем не менее, успешный запуск и возвращение на Землю космического корабля Dragon дает более весомые основания для оптимизма и веры в то, что коммерческие компании в конечном итоге заполнят ту нишу, которая образовалась в связи со списанием шатлов, и устранят необходимость полагаться исключительно на русских, которые оказывают эти услуги сейчас.
Космический бизнес
SpaceX - это определенно первопроходец. Но это также и коммерческое предприятие. В этом смысле самые крупные вызовы могут ожидать компанию не в космосе, а на рынке.
Компания может похвастаться тем, что первой достигла космической станции, однако другие коммерческие фирмы тоже будут сражаться за свою долю в миссии МКС. Кроме SpaceX, НАСА уже заключила контракт на доставку грузов с корпорацией Orbital Sciences Corporation (Даллес, штат Виргиния). Первый полет ее ракеты-носителя с космическим кораблем Cygnus на борту должен состояться в этом году, и старт пройдет на острове Уоллопс. Кроме того, НАСА помогает и некоторым другим компаниям в разработке средств доставки астронавтов на МКС и в другие места на околоземной орбите, что может произойти уже к середине текущего десятилетия.
Однако бизнес-план SpaceX предусматривает нечто большее, чем простую перевозку грузов, а потом и астронавтов на МКС. Маск заявил, что у компании уже есть контракты на сорок запусков, и лишь в двенадцати случаях пунктом назначения является космическая станция. Остальные предназначены для американских и зарубежных клиентов.
В этом обширном рыночном сегменте SpaceX будет вынуждена конкурировать с компанией из Денвера United Launch Alliance (ULA), сформированной шесть лет назад авиакосмическими гигантами Boeing и Lockheed-Martin. ULA в настоящее время обладает монополией на запуски, связанные с национальной безопасностью США, причем в этом деле у нее долгая история успехов. Кроме того, SpaceX придется соперничать с российскими, китайскими, европейскими и прочими зарубежными компаниями, предоставляющими услуги по запуску космических кораблей, и получающими серьезные субсидии от государства.
Бизнес-модель SpaceX основана на том, что компания сможет предоставлять свои услуги по запуску за меньшую плату по сравнению с более авторитетными конкурентами. Ей еще предстоит доказать, что она реально сможет это сделать. При этом она должна будет выполнить все требования своих клиентов (а также их страховщиков) по гарантиям и по срокам. Более того, та конкуренция, которую SpaceX намерена создать на рынке, способна снизить расходы и цены во всей отрасли. Если компании действительно удастся выполнить обещания относительно своих ценовых преимуществ, то для сохранения таких преимуществ ей придется хорошо потрудиться.
Короче говоря, попасть на рынок космических пусков, и тем более добиться на нем успеха будет исключительно трудно. Но так было всегда. А пока у SpaceX есть все основания наслаждаться моментом и с новой уверенностью смотреть в будущее. Элон Маск сказал, что со временем намерен добраться до Марса. Если его достижения последних лет и дней о чем-то говорят, то он вполне может добиться своего.
Фрэнк Клотц - старший научный сотрудник вашингтонского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), бывший командующий глобальными ударными силами ВВС США и бывший заместитель командующего космическим командованием ВВС США.
Права на данный материал принадлежат ИноСМИ
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
Оригинал публикации
(назван по имени английского математика, физика, астронома Исаака Ньютона - I. Newton 1643-1727) Важнейший для понимания процессов во Вселенной закон формулируется следующим образом... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.