Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Результаты исследований показали, что годовую дозу облучения можно получить всего за 108 летных часов
Российские летчики экспериментально доказали, что в самолете человек получает высокие дозы радиации - такой вывод позволило сделать многолетнее исследование по определению эквивалентной дозы облучения экипажей, проведенное в интересах Федерации профсоюза летного состава России (ФПЛС).
Дозиметрические исследования на ряде маршрутов российских авиакомпаний показали, что уровень облучения пилотов варьируется от 3,9 микрозивертов (мкЗв) до 80,3 мкЗв за один полет в одном направлении. Допустимым уровнем считается 1000 мкЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет. Годовую дозу облучения можно получить, например, всего за 108 летных часов, выполнив 8 рейсов по маршруту Москва - Певек - Москва.
- Мы хотим, чтобы результаты исследований нашли отражение в специальном нормативно-правовом акте Минздравсоцразвития. Такая работа уже ведется, - сообщил «Известиям» президент ФПЛС Мирослав Бойчук.
Пилотов российских авиакомпаний не предупреждают об опасностях, связанных с радиационным облучением. Действующий летчик одной из компаний рассказал «Известиям», что в трудовых документах напротив графы «Радиация» у летчиков и экипажа стоят слова: «не применяется». Но некоторые пилоты, безусловно, знают об этой проблеме и у них есть собственные дозиметрические счетчики, с помощью которых они понимают суммарную долю облучения.
В Минтрансе «Известиям» не смогли оперативно прокомментировать позицию ведомства по результатам исследования.
Дозы космического внешнего облучения экипажей различаются в зависимости от высоты эшелона полета и широты расположения трассы. Свое влияние оказывает тропопауза - переходный атмосферный слой, который в умеренных и высоких широтах располагается на высоте 8-12 км, а в тропиках - 15-18 км. Широтный эффект обусловлен влиянием магнитного поля Земли на заряженную компоненту излучения, которое отклоняет заряженные частицы от своего первичного направления. Наиболее опасными являются полеты по трассам выше 60 градусов северной широты (на ней расположен Санкт-Петербург). В дни с максимальной солнечной активностью, после солнечных вспышек, интенсивность облучения может достигать нескольких милизивертов в час и оставаться на этом уровне несколько часов кряду.
В иностранных компаниях уровень радиации, получемой пилотами, контролируется с помощью бортовых дозиметров. В некоторых странах, например в Японии, у летчиков также есть и индивидуальные приборы контроля и учета уровня фоновой радиации.
Автор исследования, кандидат медицинских наук Вилен Черненко из НИИ гражданской авиации, считает, что на российском воздушном транспорте должна быть введена практика постоянного радиационного контроля бортовыми средствами. В разработанных им рекомендациях говорится о необходимости учета фонового облучения каждого члена летного состава с ежегодным внесением соотвествующих записей в летную и медицинскую книжку. Информация о полученных дозах должна учитываться при планировании следующих полетов пилотов.
В ФПЛС не настаивают на оборудовании всех самолетов дозиметрическими датчиками, предпочитая сперва решить вопрос с официальным признанием самой проблемы радиационного облучения. Следующим шагом может стать отнесение летного состава к работникам категории «А», то есть к лицам, профессионально контактирующим с радиацией.
Если повышенный уровень радиационного облучения пилотов пока остается за рамками трудового соглашения пилотов, то такие факторы как авиационные шумы, вибрация, колебания атмосферного давления, температурный дискомфорт в кабинах и неудовлетворительный состав воздуха, давно учитываются. Пилоты получают доплату за вредность работы и продолжительный отпуск.
Прим. редактора сайта: проект Чибис предусматривает исследования гамма-излучения от грозовых разрядов в атмосфере Земли.
(от лат. dissipatio - рассеяние) Вообще, диссипацией называется процесс рассеивания чего-либо, например, энергии. В астрофизике диссипацией именуется явление улетучивания газов из атмосфер космических объектов... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.