Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Текст письма и возможность подписать его доступны онлайн. Поставить подпись под документом могут лишь молодые ученые - исследователи в возрасте до 40 лет. Организаторы сбора подписей объясняют возрастной ценз тем, что именно молодые ученые больше всего страдают от недостатков существующего законодательства и именно они имеют больше шансов уехать работать за границу.
94-ФЗ или федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регламентирует порядок закупки разнообразных товаров государственными учреждениями, в том числе, университетами и научными институтами. Этот закон не только существенно увеличивает время, необходимое для закупки приборов и реактивов в лаборатории, но и ставит дешевизну исследований во главу угла, жертвуя содержательной частью. Именно следование букве 94-ФЗ является причиной критики внедрения новой системы закупок в МГУ, а также создает парадоксальную ситуацию, когда при экспертизе лотов Минобрнауки и федеральных целевых программ стоимость (то есть дешевизна) проекта имеет больший вес, чем его научная значимость, задел в группе-претенденте, перспективность тематики.
«Даже тратя деньги из собственных грантов (которые были получены в результате конкурсов!), тем не менее не имеем права купить именно тот прибор или реактив, который нам действительно необходим, и у того конкретного производителя, в продукции которого мы уверены», - пишут составители письма. Закон не позволяет сразу отдать заказ той компании, которая поставляет необходимые приборы или химикаты. Предварительно необходимо провести конкурс, в котором участвуют несколько фирм, в том числе «профессиональные «выигрыватели» тендеров». Кроме того, необходимость проводить конкурс увеличивает время получения оборудования или реактивов из-за рубежа, в среднем, с трех до шести месяцев.
«Поисковые научные исследования в принципе не предполагают возможности знать, какие приборы или реактивы понадобятся ученому уже через неделю», - объясняют авторы письма.
-------------------
См. текст:
http://moloduch-anti-94fz.narod2.ru/
СБОР ПОДПИСЕЙ ПОД
ОТКРЫТЫМ ПИСЬМОМ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дорогие друзья и коллеги!
С каждым годом растёт число искусственных административных препон, которые ставятся на пути тех, кто хочет активно заниматься наукой в нашей стране. Множащаяся армия чиновников, оккупировавшая источники финансирования и диктующая удобные ей правила не только получения, но и траты денежных средств по грантам, делает всё возможное, чтобы не дать нам заниматься любимым делом в своей собственной стране. И речь сейчас не только о ставшем привычным недостатке средств и о смешных зарплатах рядовых научных сотрудников.
Количество формальностей, которые необходимо соблюсти для того, чтобы приобрести тот или иной необходимый реактив или прибор, равно как и число бумаг, которые нужно оформить и подписать для каждой покупки, уже превысило все разумные пределы. Всё больше молодых учёных, наших с вами коллег, уезжает за рубеж, не считая возможным продуктивно работать в условиях, когда половина времени тратится не на постановку экспериментов, а на беготню с документами, на объявление тендеров, написание техзаявок и прочее и прочее. Каждая новая программа, объявляемая Министерством образования и науки РФ, содержит всё больше страниц в конкурсной документации и всё меньше здравого смысла. Каждый год приносит новые ограничения возможностей выбора и покупки товаров, необходимых для занятия наукой на мировом уровне.
Все, кто не в силах больше терпеть эту ситуацию, но при этом не хочет решить проблему самым простым способом (уехав из страны, как это уже сделали десятки тысяч молодых учёных) – все, кому дорога судьба отечественной науки, должны объединиться и сообща бороться с этим злом! Одна из акций, которая может принести конкретные результаты, – это попытка донести до высшего руководства нашей страны ту ситуацию, которая складывается в отечественной науке из-за Федерального закона N94. Если кто-то не знает - это именно тот закон, из-за которого мы:
- даже тратя деньги из собственных грантов (которые были получены в результате конкурсов!), тем не менее не имеем права купить именно тот прибор или реактив, который нам действительно необходим, и у того конкретного производителя, в продукции которого мы уверены; думаю, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда в результате тендера вместо микроскопа (спектрографа, спектрофотометра и т.п.) с тем набором параметров, которые нужны для исследований, мы вынуждены покупать товар более низкого качества (иногда просто нефункциональный) с совсем другими характеристиками – просто потому, что тендер выиграла фирма, сделавшая своей специальностью не производство и продажу наукоёмкой продукции, а профессиональное «выигрывание» тендеров;
- прежде чем что-либо покупать, обязаны выяснить, не покупал ли уже кто-нибудь из сотрудников нашего института в этом квартале товар из той же категории на сумму, которая вместе с нашей превысит пресловутые 100.000 руб. - и отказываться от своей покупки, если это произошло;
- вынуждены ждать покупки импортных товаров, необходимых для проведения исследований, даже не по три месяца (как бывает обычно, если закупка происходит по обычному счёту), а по полгода (время, необходимое для проведения всех процедур аукциона или тендера в условиях российской действительности);
- обязаны в январе писать план закупок за будущий год, абсурдный уже хотя бы потому, что в этот момент мы не знаем, сколько денег и по каким грантам мы получим – не говоря уже о том, что поисковые научные исследования в принципе не предполагают возможности знать, какие приборы или реактивы понадобятся учёному уже через неделю;
- вынуждены занижать стоимость проектов при подаче на министерские гранты, т.к. успех в конкурсе на 55% процентов определяется ценой, а не качеством предполагаемой научной работы; известно, что конкурсы, проводимые в рамках 94-ФЗ (т.е. почти все т.н. «Госконтракты»), можно выиграть, получив за научную сторону проекта 0 баллов;
- не имеем права подавать заявку на «Госконтракт», если кто-то из коллег в нашем институте уже подаёт на тот же конкурс.
Изменение этого закона или вывод из-под него научной деятельности (хотя бы в части траты средств, полученных из конкурсного финансирования – то есть отмена абсурдного, избыточного контроля за тратами, которые и так контролируются организациями, выдающими гранты) – уже только эта небольшая победа высвободила бы до 30% времени учёного для занятий непосредственно наукой, а главное – вселила бы надежду в то, что государство способно не на словах, а на деле проявлять заботу о поддержке и развитии в нашей стране пресловутой Экономики Знаний.
Ниже находится текст письма, адресованного Президенту РФ Дмитрию Медведеву и написанного от лица молодых учёных нашей страны. Заранее следует извиниться перед нашими уважаемыми коллегами старшего возраста – возрастной порог (40 лет) решено сделать не потому, что молодые учёные более чувствительны к вышеописанным проблемам – просто именно молодым специалистам более свойственно принимать решение о том, где и как продолжать свою научную карьеру: уезжать в другую страну, уходить из науки торговать нефтью или оргтехникой, либо же оставаться здесь. Кроме того, мы верим, что к голосу молодёжи руководство нашей страны может прислушаться с большим вниманием.
Тем не менее, если Вам за 40, большая просьба поучаствовать в нашем деле, распространив ссылку на этот сайт среди своих коллег и знакомых!
Инструкции для желающих оставить свою подпись под Письмом находятся внизу страницы.
-----------------
Уважаемый господин Президент!
Молодые учёные Российской Федерации обращаются к Вам с просьбой устранить бюрократические препоны, делающие невозможным занятие наукой в России
В последние два года модернизация экономики стала одной из главных тем, обсуждаемых в нашем обществе. Очевидно, что ведущую роль в построении экономики знаний должна сыграть отечественная наука, и государство вкладывает серьёзные деньги в её развитие. Однако никакое увеличение финансирования не поможет спасти нашу науку, если одновременно не будут внесены поправки в законы, мешающие эффективному использованию этих средств.
Речь идёт, прежде всего, о Федеральном Законе №94. В своём недавнем выступлении Вы подвергли этот закон жёсткой критике. Со своей стороны мы хотим подчеркнуть, что закон 94-ФЗ неприменим в сфере научных исследований.
94-ФЗ непригоден для закупок оборудования и расходных материалов для целей поисковых научных исследований. Организация таких работ зачастую требует использования приборов и реактивов конкретных производителей. Предусматриваемые в законе 94-ФЗ процедуры вынуждают исследователей покупать не те приборы и реактивы, которые нужны для выполнения работы, а те, которые поставщик предлагает за более низкую цену, даже при неприемлемо низком качестве. Далее, при проведении поисковых научных исследований невозможно заранее спланировать все необходимые закупки – в то время как выполнение процедур 94-ФЗ приводит к необходимости долгосрочного планирования, а также к неоправданному усложнению процедуры самой закупки. В результате ожидание нужного прибора или реагента растягивается на месяцы, что делает невозможной эффективную конкуренцию с западными коллегами.
94-ФЗ накладывает ограничения на расходование любых внебюджетных средств, в том числе и поступающих от коммерческих компаний в рамках договоров на НИР и НИОКР. Эти ограничения отталкивают множество малых и средних компаний от открытого взаимодействия с университетами и НИИ. 94-ФЗ вступает в прямое противоречие с установкой на дальнейшее расширение кооперационных проектов коммерции и науки – установкой на развитие инновационного бизнеса.
Применение 94-ФЗ для контроля эффективности использования внебюджетных средств на научные исследования является избыточным. В области фундаментальных научных исследований данные функции полностью регулируются двумя естественными механизмами: жёсткой конкуренцией при получении грантов и договоров (что предполагает строгую научную отчётность и риски потери дальнейшего финансирования) и заинтересованностью учёных, получивших конкурсное финансирование, в достижении результатов мирового уровня. Именно эта «вилка» делает ненужным применение дополнительного контроля в виде 94-ФЗ.
94-ФЗ непригоден для оценки научных проектов. Победитель в государственных конкурсах научных проектов должен в первую очередь определяться научной значимостью и уровнем исследовательской группы, а не ценой проекта, как этого требует 94-ФЗ. Кроме того, правило «одна заявка от одной организации» ущемляет права крупных научных организаций, в которых работают десятки и даже сотни независимых научных коллективов.
Для нас очевидно, что Федеральный закон №94 идёт вразрез с активно обсуждаемой сейчас Стратегией инновационного развития РФ до 2020. Ужасающая неповоротливость существующей на данный момент системы ведёт к неэффективному расходованию государственных средств, усугубляет отставание нашей науки от развитых стран, приводит к потере молодёжью интереса к занятиям наукой в России и к нарастающей, катастрофической утечке молодых кадров из отечественной науки. Тем более сложно ожидать, что в нашу страну активно потянутся зарубежные специалисты
Мы просим Вас инициировать изменение законодательства в части, касающейся расходования средств, выделяемых на развитие науки.
---------------
Что необходимо сделать, чтобы поставить свою подпись под Письмом?
Для этого нужно просто заполнить следующую форму:
См. http://moloduch-anti-94fz.narod2.ru/
Явление “засветки” ночного земного неба искусственными источниками освещения все больше мешает проводить астрономические наблюдения. За последние сто лет... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.