Суббота, 06.12.2025
Космическая погода на текущий час
Вход в систему не произведен
 Войти /  Регистрация

Секция Совета РАН по космосу

Космические аппараты Венера-11 и Венера-12


Космические аппараты серии 4В1 предназначены для проведения исследований планеты Венера с помощью доставляемого на поверхность планеты посадочного аппарата, а также с пролетной траектории. Серия 4В1 состоит из двух аппаратов (КА «Венера-11» и КА «Венера-12»), являющихся полной аналогией друг друга по конструкции, составу бортовых агрегатов, служебных систем и приборов, комплекту научной аппаратуры и предназначенных для выполнения идентичных исследовательских программ. Запуски аппаратов осуществлены: «Венера-11» - 9.09.1978 г., «Венера-12» -14.09.1978 г.

В программу экспедиции входило:

• доставка СА в припланетную область и обеспечение требуемых условий по баллистике для проникновения СА в атмосферу Венеры;

• репортажная передача, транслируемая на ОА в процессе спуска СА в атмосфере, содержащая результаты измерений её основных физико-химических параметров (давления, температуры, химического состава атмосферы, содержания в ней влаги), результаты исследований облачного слоя, атмосферных грозовых электроразрядов;

• осуществление посадки ПА на поверхность планеты, на ее дневную сторону;

• транслируемая на ОА передача телефотометрических изображений поверхности в месте посадки и результатов проведения непосредственного анализа грунта;

• ретрансляция с ОА на Землю результатов выполнения научной программы ПА;

• проведение с помощью ОА исследований околопланетного и межпланетного пространства при движении по пролетной траектории. Основные научные эксперименты, проводимые в месте посадки, - получение цвет-ных фотопанорам поверхности Венеры, а также забор образцов грунта и их физико-химический анализ.

СХЕМА ПОЛЕТА

В связи с изменением баллистических условий для полёта к Венере в 1978 году была выбрана пролётно-десантная схема. До момента сброса спускаемого аппарата баллистическая схема полёта КА серии 4В1 полностью повторяет схему полёта КА серии 4В («Венера-9» и «Венера-10»).

После прохождения этапов выведения на опорную орбиту ИСЗ и старта с нее в направлении Венеры КА серии 4В1 выводится на попадающую траекторию первого полувитка (угловая дальность перелёта меньше 180 градусов).

На трассе перелёта проводятся две коррекции: одна – через 20-40 суток после старта, а другая – за 10-20 суток до подлёта к Венере. С помощью первой коррекции исправляются ошибки выведения, а с помо¬щью второй корректируется высота перицентра подлётной гиперболы и наклонение орбиты, а также район посадки спускаемого аппарата.

За 30 суток до разделения орбитального и спускаемого аппаратов включается заряд свинцово-цинковой батареи спускаемого аппарата. Кроме того, проводится захолаживание спускаемого аппарата, что позволяет увеличить продолжительность функционирования на поверхности планеты.

За двое суток до подлета к планете производится разделение орбитального и спускаемого аппаратов, после чего включается двигатель 11Д425А для увода орбитального аппарата на пролётную траекторию.

В момент посадки ОА совершает частичный облёт Венеры, в ходе которого идет прием информации с СА, при этом минимальное расстояние от поверхности Венеры составляет 35 тысяч км.

Продолжительность перелёта - 107 суток.

Спускаемый аппарат входит в атмосферу Венеры со скоростью 11,2 км/с. При снижении до высоты 62-67 км и уменьшении величины продольной перегрузки до значения nх = –2 вводится парашютная система, причем последовательно срабатывают вытяжной парашют площадью 1,4 м2 и парашют увода верхней полусферы спускаемого аппарата площадью 6 м2.

Спуск на парашюте увода осуществляется в течение 10-14 секунд, после чего по команде ПВУ производится разъединение (с применением пиротехнических устройств) полусфер теплозащитной оболочки. За счет аэродинамического воздействия верхняя полусфера отделяется с парашютом от СА, при этом вводится тормозной парашют площадью 24 м2. В этот момент включается телеметрическая система спускаемого аппарата и научные приборы. Через 3-5 секунд после ввода тормозного парашюта происходит отделение нижней полусферы теплозащитной оболочки. Одновременно с этим включается передатчик СА. Тормозной парашют обеспечивает плавное снижение спускаемого аппарата в облачном слое Венеры в течение 9-10 минут. Фактически тормозной парашют исполняет функции основного.

В области нижней границы облачного слоя на высоте 46-48 км тормозной парашют отделяется, и дальнейший спуск ПА осуществляется на аэродинамическом тормозном щитке. Этап спуска на тормозном щитке заканчивается посадкой на поверхность. В зависимости от давления атмосферы в месте посадки расчетная посадочная скорость аппарата составляет 7,3-8,5 м/сек, а полное время спуска 58-70 минут.

Поскольку из состава парашютной системы исключен трехкупольный основной парашют площадью 180 м2, общее время спуска аппарата в атмосфере уменьшилось по сравнению с «Венерой-9, 10» на 15 минут.

После мягкой посадки на поверхность, через 32 секунды после достижения контакта, начинается одновременная работа грунтозаборного устройства и телефотометров. Передача телевизионного изображения, чередующаяся со вставками телеметрической информации и цифрового массива с результатами проведения анализа грунта, продолжается до пропадания радиосвязи.

По окончании выполнения главной задачи экспедиции – исследования Венеры – ОА продолжает полет по гелиоцентрической орбите, передавая на Землю научную информацию о межпланетном пространстве.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 

Оба космических аппарата серии 4В1 (КА «Венера-11, -12») успешно прошли всесторонние наземные испытания и стартовали с космодрома Байконур в сентябре 1978 года. 

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ «ВЕНЕРА-11» 

Общая масса КА «Венера-11» составила 4447,3 кг. Масса спускаемого аппарата –1645 кг, а масса посадочного аппарата на поверхности Венеры – 750 кг. Корректирующая двигательная установка «Венеры-11» была заправлена 687,4 кг топлива: 241,9 кг горючего и 445,5 кг окислителя. 

Старт ракеты-носителя «Протон-К» с КА «Венера-11» произведен с космодрома Байконур 9 сентября 1978 года в 6 часов 25 минут 39,5 секунды. Старт к Венере осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты высотой 177 на 159,6 км. Масса головного блока на опорной орбите составила 19833,1 кг. Импульс второго включения двигателя блока ДМ, обеспечивший выведение станции «Венера-11» на межпланетную траекторию, составил 3887,42 м/с. В 7 часов 51 минуту 37,8 секунды произошло отделение КА от разгонного блока. 

В первом же сеансе связи произошел сбой только что построенной постоянной солнечной ориентации в момент раскрытия антенн метрового и дециметрового диапазонов. Она почти тут же была восстановлена, а уже 12 сентября КА переведен в режим постоянной солнечно-звёздной ориентации. 

По результатам траекторных измерений с целью парирования ошибок выведения 16 сентября 1978 года проведена первая коррекция траектории КА «Венера-11». Импульс коррекции составил 9,42 м/с. Двигатель проработал на малой тяге 5,5 секунды, затратив на коррекцию 20,2 кг топлива. 

С первых же минут полёта произошёл отказ основной и резервной ступеней вентилятора холодного контура спускаемого аппарата (вентилятор приборного контейнера ПА продолжал работать), вследствие чего обычная схема захолаживания СА стала невозможной. Чтобы как-то компенсировать радиационный нагрев спускаемого аппарата, почти на месяц раньше запланированного срока (17 октября) была закрыта шторка радиационного нагревателя СА. Другой мерой стал отворот от Солнца на 40 градусов путем перехода в так называемое «косое» ПСЗО. Все это позволило снизить температуру в СА на момент разделения до 12°С при норме –10 - –15°С. 

Стоит также отметить, что баллистические условия в течение почти всего перелета «Венеры-11» оказались таковы, что было невозможно поддерживать постоянную трехосную ориентацию по Солнцу и звезде. Для воспроизведения магнитофонов в отдельных сеансах строилась трехосная ориентация по Солнцу и Земле, но по окончании сеанса аппарат снова переводился в режим ПСО. Только в начале декабря КА был переведен в режим постоянной солнечно-звездной ориентации. 

В ходе межпланетного перелета проводились исследования солнечного ветра и космических источников гамма-излучения. 

23 сентября 1978 года произошла солнечная вспышка, зафиксированная научными приборами КА, но которая, однако, не повлияла на работоспособность бортовых систем КА. Еще одна вспышка произошла 2 октября 1978 года. 

17 декабря 1978 года проведена вторая коррекция, которая незначительно подправила параметры траектории полёта «Венеры-11»: импульс составил 2,02 м/с. 

За двое суток до подлета к Венере, 23 декабря, прошло разделение ОА и СА «Венеры-11» и выполнен маневр увода ОА на пролетную траекторию. Эти операции также прошли штатно, причем импульс увода составил ~213 м/с. 

Время перелета «Венеры-11» составило 107 суток. 

25 декабря 1978 года спускаемый аппарат «Венеры-11» вошел в атмосферу со скоростью 11,2 км/с (угол входа –18°). После аэродинамического торможения в атмосфере, длившегося 35 секунд, и снижения на тормозном парашюте до высоты 46 км аппарат продолжил спуск с использованием тормозного устройства. Посадочный аппарат «Венеры-11» совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. При этом продолжительность спуска на тормозном щитке составила 52 минуты 58 секунд, а общее время спуска в атмосфере составило 62 минуты 41секунду. Информация с места посадки в течение 95 минут передавалась на пролетный аппарат, мини¬мальное расстояние от которого до поверхности планеты составило 34370 км. 

Во время спуска аппарата с высоты 62 км до поверхности планеты с помощью установленных на борту научных приборов проводились эксперименты по тонкому химическому анализу состава атмосферы и облаков, спектральному анализу рассеянного в атмосфере солнечного излучения, изучению электрических разрядов в атмосфере планеты. Кроме того, проводились измерения температуры, давления и аэродинамических перегрузок. 

Хотя для приема информации со спускаемого аппарата был специально разработан типовой сеанс №7 с разворотами на гироплатформе, но на самом деле выполнять развороты не потребовалось. При пролете был включен типовой сеанс №6П, в котором обошлись без гироплатформы, но аппарат переводился на время сеанса из режима ПСЗО в режим РС с повышением точности ориентации с ±1° до ±30 угловых минут. 

К моменту окончания приема информации с посадочного аппарата «Венеры-11» температура в приборном контейнере превысила величину 70°С, однако аппаратура продолжала работать. 

После выполнения главной задачи экспедиции – исследования Венеры – «Венера-11» продолжала полет по гелиоцентрической орбите, передавая на Землю научную информацию о межпланетном пространстве. 

Для проведения советско-французского эксперимента по локализации гамма-всплесков с максимально большой базой измерений были задействованы два одновременно выполняющих полет к Венере космических аппарата – «Венера-11» и «Венера-12». С этой целью были скорректированы полетные траектории обоих аппаратов. При этом коррекция траектории «Венеры-11» проведена 7 февраля 1979 года, а чуть раньше, 5 февраля 1979 года, – «Венеры-12». Были израсходованы практически все запасы топлива; импульс каждой коррекции составил ~350 м/с. 

По мере удаления от Солнца начали неустойчиво работать солнечные датчики системы ориентации. В результате такого сбоя «Венера-11» перешла в режим гироскопической стабилизации. 1 февраля 1980 года с ней был проведен последний сеанс связи, а 8 февраля аппарат на команды с Земли не откликнулся. Одна из возможных причин – плохое качество «закрутки» вследствие разбалансированности аппарата после сброса СА и «выжигания» почти всего топлива. В результате, средний ток сол¬нечной батареи стал меньше тока нагрузки, и батарея разрядилась. 

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ «ВЕНЕРА-12» 

Общая масса КА «Венера-12» составила 4457,9 кг. Масса спускаемого аппарата – 1645 кг, масса посадочного аппарата на поверхности Венеры – 750 кг. Корректирующая двигательная установка «Венеры-12» заправлена 685,3 кг топлива: 237,7 кг горючего и 447,7 кг окислителя. 

Старт ракеты-носителя «Протон-К» с КА «Венера-12» произведен с космодрома Байконур 14 сентября 1978 года в 5 часов 25 минут 13 секунд. Старт к Венере осуществлялся с промежуточной околоземной орбиты высотой 185 на 163 км. Масса головного блока на опорной орбите – 19826,05 кг. Импульс второго включения двигателя блока ДМ, обеспечивший выведение «Венеры-12» на межпланетную траекторию, составил 3962,54 м/с. В 6 часов 53 минуты 49,8 секунды произошло отделение КА от разгонного блока. 

В первых сеансах бортовая аппаратура функционировала штатно. Однако при построении режима трехосной ориентации 17 сентября точный солнечный прибор не сформировал признака поиска звезды. В те же сутки режим ПСЗО был построен на другом комплекте солнечного прибора. 

21 сентября 1978 года была проведена первая коррекция траектории «Венера-12». Импульс коррекции составил 13,22 м/с, при этом двигатель проработал на малой тяге 7,2 секунды. Расход топлива – 25,1 кг. 

Во время перелёта произошёл отказ одного из телеметрических магнитофонов, что привело к необходимости более частого воспроизведения информации с оставшегося магнитофона. 

В ходе межпланетного перелета с помощью научной аппаратуры ОА проводились исследования солнеч¬ного ветра и космических источников гамма-излучения. 

КА «Венера-12» летел по более короткой, чем «Венера-11», траектории (время перелета – 98 суток) и приблизился к цели полета первым. 

17 ноября 1979 года была закрыта шторка радиационного нагревателя спускаемого аппарата, а 28 ноября проведено первое пробное захолаживание приборного отсека спускаемого аппарата с целью продления сроков активного существования ПА на венерианской поверхности. 

9-10 и 13-14 декабря проведены еще два пробных захолаживания, после чего за сутки до разделения 18 декабря 1978 включено штатное захолаживание, позволившее в итоге снизить температуру в СА до –12,3°С. К моменту входа спускаемого аппарата в атмосферу температура в отсеке поднялась до 5°С. 

К этому времени была уже заряжена химическая батарея СА и 14 декабря проведена коррекция траектории. Поскольку «Венера-12» была нацелена на планету достаточно точно, импульс коррекции составил всего лишь 2,37 м/с. 

19 декабря, за двое суток до входа в атмосферу Венеры, от КА отделился спускаемый аппарат, а ОА был переведен на пролетную траекторию. Импульс увода составил 212,83 м/с. Спускаемый аппарат продолжал движение по попадающей траектории и спустя двое суток вошел в атмосферу Венеры со скоростью 11,2 км/с и углом входа –19°. 

После аэродинамического торможения в атмосфере, длившегося 35 секунд, и снижения на тормозном парашюте до высоты 46 км аппарат продолжил спуск с использованием тормозного устройства. Интервал от сброса тормозного парашюта до касания поверхности составил 52 минуты 11 секунд, а общее время спуска в атмосфере с условной высоты входа 125 км до момента посадки составило 61 минуты 53 секунды. Во время спуска аппарата с высоты 62 км до поверхности планеты с помощью установленных на борту научных приборов проводились эксперименты по тонкому химическому анализу состава атмосферы и облаков, спектральному анализу рассеянного в атмосфере солнечного излучения, изучению электрических разрядов в атмосфере планеты. Кроме того, проводились измерения температуры, давления и аэродинамических перегрузок. 

21 декабря 1978 года спускаемый аппарат «Венеры-12» совершил мягкую посадку и в течение 110 минут передавал с поверхности планеты научную информацию, которая ретранслировалась на Землю ОА «Венера-12», совершавшим в это время пролет на высоте ~ 34 000 км. При пролете был включен типовой сеанс №6П. 

После выполнения главной задачи экспедиции – исследования Венеры – ОА «Венеры-12» продолжил полет по гелиоцентрической орбите, передавая на Землю научную информацию о межпланетном пространстве. 

Для проведения советско-французского эксперимента по локализации гамма-всплесков с максимально большой базой измерений были задействованы два одновременно выполняющих полет к Венере космических аппарата – «Венера-11» и «Венера-12». С этой целью были скорректированы полетные траектории обоих аппаратов. При этом коррекция траектории «Венеры-11» проведена 7 февраля 1979 года, а чуть раньше, 5 февраля 1979 года, – «Венеры-12». Были израсходованы практически все запасы топлива; импульс каждой коррекции составил ~350 м/с. 

Спустя 1,5 года после запуска для «Венеры-12» представилась возможность исследовать только что открытую комету Брэдфилда, пусть и с большого расстояния. 13 февраля 1980 года был включен сеанс, в ходе которого «Венера-12» развернулась с помощью гироплатформы и провела исследование кометы. В это время «Венера-12» пересекала орбиту Земли, то есть была на расстоянии 150 млн. км от Солнца, а комета находилась внутри орбиты Венеры, то есть как минимум на 50 млн. км ближе к Солнцу. Хотя комплекс научной аппаратуры не был предназначен для изучения комет, ультрафиолетовый спектрометр ДУМС-1 позволил получить спектр кометы Брэдфилда. Сеанс исследования кометы Брэдфилда был повторен 17 марта 1980 года. 

В середине апреля 1980 года из-за большой удаленности от Солнца, достигшей расстояния 174 млн. км, произошел сбой трехосной ориентации, и аппарат перешел в режим «закрутки» (ГС). Последствия оказались такими же, как и в случае с «Венерой-11», – после сеанса, проведенного 18 апреля 1980 года, войти в связь с «Венерой-12» больше не удалось. 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕТА 

В экспедициях КА «Венера-11, -12» ЛКИ выполнены в части доставки посадочных аппаратов в заданные районы на поверхности Венеры и получения информации с них, ретранслируемой через соответствующие орбитальные аппараты, на Земле. 

Вместе с тем не обеспечено выполнение основных научных задач – не получены фотопано¬рамы и информация о составе грунта в месте посадки. Анализ показал – не отстрелились обе крышки телефотометров, которые были доработаны после полета «Венеры-9» и «Венеры-10», на каждом из посадочных аппаратов. Кроме того, также на обоих аппаратах, произошел прорыв внешней атмосферы в вакуумную полость грунтозаборного устройства ВБ01, в результате чего грунт не был подан к блоку детектирования. Не получены данные по работе прибора ПрОП, поскольку его работа оценивалась по передаваемому снимку. 

Информации с прибора БДРА ПА «Венеры-11» получено не было вследствие преждевременного обнуления памяти прибора, а с БДРА ПА «Венеры-12» она оказалась плохого качества. Не было информации и с прибора «Сигма», а также с прибора ИОАВ после посадки ПА «Венера-11». Не работал прибор МНВ-78-2 на ПА «Венеры-12». 

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НОВИЗНА 

В полете КА «Венера-11, -12» отработана пролетно-десантная схема исследовательской экспедиции к Венере. Посадочные аппараты осуществили мягкую посадку на поверхность планеты в намечаемых районах. Орбитальные аппараты, выведенные на пролетную траекторию, обеспечили прием и ретрансляцию на Землю информации, получаемой каждым со своего посадочного аппарата, в том числе, в течение 95 минут с места посадки ПА «Венеры-11» и 110 минут с места посадки ПА «Венеры-12».

В программе работы аппаратов были предусмотрены научные эксперименты:

Изменение схемы полёта и изменение исследовательской программы экспедиции (в сравнении с экспедициями КА «Венера-9, -10»), привело к изменению состава научной аппаратуры. 

В связи с кратковременностью пролёта ОА вблизи Венеры с него сняты все приборы для изучения планеты, включая телефотометр, а также магнитометр СГ-70. Вместо них установлены приборы для изучения межпланетного пространства, а также приборы для проведения эксперимента ВГС – определения гамма-всплесков:

     - гамма-спектрометр Конус для измерения рентгеновского и гамма-излучения в области энергий 30-300 кэв;

     - гамма-спектрометр Снег 2М3 (Франция) для измерения рентгеновского и гамма-излучения в области энергий 80-2500 кэв;

     - прибор ДУМС‑1 для исследования ультрафиолетового излучения в верхних слоях атмосферы (СССР, Франция);

     - селективный комплексный спектрометр СКС-04 для изучения солнечного ветра;

     - прибор Д-137 для изучения солнечного ветра;

     - спектрометр РПП-01 для изучения заряженных частиц солнечного происхождения;

     - прибор КВ‑77 для изучения заряженных частиц солнечного происхождения и измерения интенсивности и энергетического спектра протонов и электронов;

     - анализатор спектра протонов АСП-8 для контроля радиационной обстановки на трассе перелёта;

     - передатчик 15П24Б (λ=8 см) для проведения эксперимента «Дисперсия».

Состав научной аппаратуры посадочного аппарата обеспечивает выполнение программы научных экспериментов, проводимых в процессе спуска в атмосфере Венеры и в месте контакта с ее поверхностью.

После успешного выполнения научной программы в экспедициях КА «Венера-9,-10» появилась возможность дополнить ее проведением новых исследований, связанных с пребыванием ПА на венерианской поверхности.

Впервые было решено провести непосредственный анализ грунта Венеры с помощью аппаратуры «Арахис», в состав которой вошло грунтозаборное устройство ВБ01, разработанное в КБ общего машиностроения. При бурении применена технология, успешно отработанная в процессе исследования Луны. При этом для бура использованы иные, специально подобранные марки стали.

Программой экспедиции предусмотрено начало бурения через 30 секунд после касания поверхности (в этот же момент - начало съемки поверхности Венеры). Глубина бурения - 30 мм. После окончания работы бура путем подрыва пиропатрона открывается вакуумная полость, и измельченный грунт за счет перепада давлений  «затягивается» в приемную ампулу. Одновременно специальной пробкой перекрывается канал поступления грунта извне, чтобы предотвратить попадание газообразной среды венерианской атмосферы в приемную камеру. Поскольку для проведения эксперимента требуется, чтобы давление не превышало 50 мм рт. ст., с помощью подрыва следующего пиропатрона газ сбрасывается в специальную полость, установленную на посадочном устройстве. Почти одновременно срабатывают пиропатроны, и ампула, попадая в герметичный контейнер путем пневмотранспортирования, рассыпает грунт ровным слоем на чашке рентгенофлуоресцентного анализатора. Общее время работы ГЗУ – 204 секунды. Время одного цикла измерений – 508 секунд, после чего информация передается на Землю.

Научное руководство по эксперименту и ответственность за разработку блока детектирования возлагались на ГЕОХИ, а разработка и изготовление многоканального анализатора – на Специальный НИИ приборо­строения (СНИИП).

Успешный эксперимент по получению первых панорам поверхности Венеры позволил поставить перед очередной экспедицией к Венере более сложную задачу. Ею стала задача получения изображения поверхности Венеры с более высоким разрешением. С этой целью были доработаны телефотометры посадочного аппарата. Для них были выбраны следующие параметры: количество строк – 1000, количество элементов в строке – 252, число уровней квантования – 512. Кроме того, чувствительность фотоэлектронных умножителей телефотометра выросла втрое. Поскольку число уровней квантования увеличилось с 64 до 512 по сравнению с «Венерой-9, 10», пришлось изменить структуру передаваемого телеметрического кадра: вместо 6 разрядов каждый пиксель должен был передаваться 9 разрядами или десятью с учетом проверочного разряда.

Для обеспечения передачи изображений на орбитальный аппарат в 12 раз (по сравнению с «Венерой-9, 10») увеличена скорость передачи информации с посадочного аппарата: с 256 до 3072 бит/с. Это произошло за счет увеличения ширины диаграммы направленности антенны посадочного аппарата, установки на орбитальном аппарате новых приемников метро­вого диапазона, а также двух новых цифровых видеомагнитофонов по 40 Мбит каждый вместо четырех аналоговых на орбитальном аппарате «Венера-9, -10». Соответствующие изменения внесены и в бортовой радиокомплекс орбитального аппарата.

Поскольку расчетное время связи с ПА после его посадки составляет 30 минут, то в работу телефотометра введено обратное сканирование с целью получения второй панорамы, то есть за это время можно передать не менее двух полных панорам с каждого из телефотометров (время съемки – 12 минут 50 секунд). Последующая обработка двух одинаковых панорам  позволяет отсеять возможные помехи и следы телеметрических сигналов.

Для увеличения научной отдачи (повышения информативности) установлены светофильтры (красный, зелёный и синий), что позволяет затем синтезировать цветное изображение. 

Поскольку результаты полета «Венеры-9» и «Венеры-10» показали, что средний уровень освещенности в местах посадки достаточно велик, и искусственная подсветка в этих условиях проявляется слабо, с посадочного аппарата убраны светильники для подсветки при съемке на поверхности планеты.

Каждый из телефотометров начинает со съёмки чёрно-белой панорамы шириной 180 градусов. Затем при обратном, прямом и снова обратном ходе поочерёдно подставляются красный, зелёный и синий светофильтры. При этом один из телефотометров снимает под светофильтрами фрагмент панорамы в секторе 60 градусов (время съемки – 4,5 минуты), а второй  – в секторе 165 градусов (время съемки – 12 минут 50 секунд). После этого зеркало телефотометра возвращается в исходное состояние, попутно снимая черно-белый фрагмент панорамы при обратном ходе. Полный цикл работы первого телефотометра составляет 36 минут 17 секунд или 27 минут 8 секунд до окончания съемки под синим светофильтром, а цикл работы второго - 52 минуты 42 секунды или 51 минута 41 секунда до окончания съемки под синим светофильтром. Далее съемка повторяется, и так до исчерпания ресурса посадочного аппарата или пропадания радиосвязи.

Телефотометры начинают работать одновременно с грунтозаборным устройством через 32 секунды после посадки. При этом передача телевизионного изображения чередуется с 8-секундными вставками телеметрической информации и цифрового массива с аппаратуры «Арахис». В отличие от ГЗУ телефотометры работают до полного исчерпания запасов электроэнергии.

Для определения (на Земле) истинного цвета поверхности Венеры на поверхность после посадки выносятся цветные тесты и прибор ПрОП-4В1 для измерения механических характеристик грунта. При этом плотность грунта должна определяться по углу поворота двухцветного кружка на выносной штанге прибора. 

В целом по сравнению с аппаратами «Венеры-9, -10» на посадочном аппарате КА серии 4В1 остались только датчики измерения температур (ИТ) и давления (ИД), а также усовершенствованные телефотометры. Вновь установлены следующие научные приборы 

     - аппаратура «Арахис» для определения содержания породообразующих элементов, слагающих поверхность планеты, и элементного состава грунта;

     - аппаратура «Гроза» для поиска и исследования атмосферных грозовых электроразрядов;

     - аппаратура «Сигма» для определения химического состава атмосферы во время спуска методом газовой хроматографии;

     - масс-спектрометр МХ-6411 для измерения состава атмосферы;

     - нефелометр МНВ-78-2 (вместо МНВ-75-1) для измерения рассеивающей способности атмосферы и оптической плотности облачного слоя;

     - прибор ПрОП-4В1 для определения структуры и физико-механических свойств грунта;

     - прибор ИОАВ (вместо ИПВ-75) для измерения освещенности, определения структуры облачного слоя и химического состава атмосферы;

     - прибор ВМ-3 для измерения содержания влаги в атмосфере.

НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Измерениями с помощью научных приборов было установлено, что наряду с основной составляющей CO2 в атмосфере Венеры имеется значительное количество азота (около 5%). Масс-спектрометр обнаружил также в незначительных количествах водяной пар, хлор, серу и их соединения. Изотопный состав углерода примерно соответствует земному. Зарегистрированы изотопы аргона, неона и криптона. 

С помощью газового хроматографа были проведены анализы проб из атмосферы Венеры. Они свидетельствуют о присутствии в атмосфере, кроме СО2 (основная составляющая), целого ряда газов – азота (несколько процентов), аргона (~10-2%), угарного газа (несколько тысячных долей %). Присутствуют также сернистые соединения. 

Анализ информации, полученной с помощью нефелометра, подтвердил вывод, сделанный по результатам нефелометрических измерений спускаемых аппаратов «Венера-9» и «Венера-10», о расположении нижней границы облаков на высоте около 48-49 км. 

Анализ некоторых результатов, полученных в эксперименте по исследованию электрической активности атмосферы Венеры («Гроза»), дал следующие сведения: электрические разряды происходят в облачном слое; их энергия примерно такая же, как у молний в атмосфере Земли, но частота следования разрядов намного выше и достигает 30 раз в секунду. 

В месте посадки ПА «Венеры-11» температура и давление у поверхности составили, соответственно, 462°С и 92 атмосферы. В месте посадки ПА «Венера-12» (на расстоянии около 800 км от места посадки ПА «Венеры-11») температура и давление у поверхности составили, соответственно, 470°С и 90 атмосфер. 

13 февраля 1980 года был включен сеанс, в ходе которого «Венера-12» провела исследование кометы Брэдфилда. С помощью ультрафиолетового спектрометра ДУМС-1 получен её спектр. Сеанс исследования кометы Брэдфилда был повторен 17 марта 1980 года.

Перейти в галерею 

Публикации по прибору ИОАВ

Публикации ГЕОХИ


Межгалактическая среда

Межгалактическое пространство заполнено газом. Его средняя плотность не превышает одного атома на кубический дециметр, однако общая масса межгалактического газа, возможно, превышает массу содержащуюся во всех звездах... [далее]

Rambler's Top100