Понедельник, 25.11.2024
Космическая погода на текущий час
Вход в систему не произведен
 Войти /  Регистрация

Секция Совета РАН по космосу

< Рогозин проведет в Приамурье совещание по развитию космической отрасли
04.06.2012 05:05 Давность: 12 yrs
Категория: Организация космической деятельности, В России
Количество просмотров: 7263

Космонавтике России нужны дисциплина и конкуренция, считают эксперты



МОСКВА, РИА Новости. 03:03 04/06/2012


Россия уже не является мировым лидером в космонавтике, для возвращения на передовые позиции надо, в частности, ужесточить дисциплину в отечественной ракетно-космической отрасли, сократить неэффективные предприятия, а для оставшихся организаций развивать механизмы конкуренции, которая может способствовать реализации прорывных проектов, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин в понедельник в Благовещенске на совещании по строительству космодрома «Восточный» представит предложения по реформе российской космонавтики. Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Роскосмос должен определить, «чем он может быть полезен стране», после чего в середине лета будет определена судьба этого ведомства.

Дисциплина и сокращения

Реформа Роскосмоса и всей космической отрасли РФ не должна сводиться к формальным решениям, какими бы правильными они ни были, считает генеральный директор разработчика первого частного лунохода ООО «Селеноход» Николай Дзись-Войнаровский.

«Первично наведение порядка и дисциплины. Порядок означает постоянную ответственность людей за принятые ими решения и за сделанную, несделанную или проваленную работу», - заявил он агентству.

По словам Дзись-Войнаровского, пока даже за крупные провалы никто не понес ответственности, любые реформы сводятся к словам.

«Упал ли «Фобос-Грунт», сорваны ли сроки по «Глонассу», работает ли вхолостую ничего не производящее и оставшееся с советских времен предприятие, где все данные записаны в тетрадку, а не в компьютер, - за всем этим всегда должны следовать увольнения, выговоры, штрафы и сокращения», - считает генеральный директор.

Вторым необходимым шагом Дзись-Войнаровский назвал повышение эффективности отрасли.

Он пояснил, что нецелесообразно существование некоторых предприятий ракетно-космической отрасли, оставшихся после распада СССР, но производительность которых упала многократно.

«Финансы, выделяемые в настоящее время на отрасль, распределяются по ее наполовину мертвому телу, поэтому на всех денег не хватает. Экономят, в частности, на зарплатах специалистов. Зарплаты начинающих инженеров составляют в районе 20 тысяч рублей. Это катастрофически мало. С кадрами, которые можно привлечь на такие зарплаты, наши ракеты летать не будут никогда», - констатировал Дзись-Войнаровский.

«Единственное решение проблемы - сокращение или даже (в самых тяжелых случаях) ликвидация неэффективных предприятий, видимо, с включением наиболее жизнеспособных частей ликвидируемых организаций в состав остающихся компаний. Это жесткое решение, которое надо было провести еще в 1990-е годы. Теперь болезнь приняла хронический характер, и иного выхода, боюсь, нет», - сказал он.

По мнению Дзись-Войнаровского, в противном случае любое увеличение финансирования не улучшит ситуацию.

Третьим направлением реформ собеседник агентства назвал необходимость развития частной космонавтики. В качестве примера развития космонавтики в этом направлении предприниматель привел недавний успешный полет первого американского частного корабля Dragon к МКС.

Необходима конкуренция

С важностью прихода в российскую космонавтику частных компаний согласна заместитель гендиректора инженерно-технологического центра «СканЭкс» Ольга Гершензон.

«Думаю, как это ни грустно, стоит, наконец, абстрагироваться от того, что мы - великая космическая держава. Надо начинать сначала. Надо признать, что мы очень многое растеряли и мало что теперь умеем», - сказала она агентству.

По словам Гершензон, может быть, «у нас хорошие ракеты, но в части дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) мы катастрофически отстали от других стран».

Гершензон считает, что российская космическая отрасль должна стать более прозрачной и конкурентной. Она отметила, что в России космической деятельностью традиционно занимались предприятия и организации, которые в отсутствии конкуренции не имели стимула для эффективных решений.

«С 1998 года, после выхода из строя спутника «Ресурс-01» №3, который был создан под руководством Юрия Валериевича Трифонова (главного конструктора космических комплексов наблюдения Земли и атмосферы) и проработал эффективно, в том числе в системе распределенного и безлимитного доступа, не было создано ни одного аппарата ДЗЗ, работающего как реальный инфраструктурный объект в космосе, как часть «завода» по производству информации», - привела пример Гершензон.

Принятие нормативно-правовых актов в части коммерциализации отрасли позволит положить начало развитию конкуренции, причем не только в области применения результатов космической деятельности, но и в сфере создании космической инфраструктуры, отметила она.

В настоящее время актуальным является вопрос развития пилотируемой космонавтики после окончания к 2020 году срока эксплуатации Международной космической станции (МКС), считает редактор-обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.

«По здравому смыслу надо сейчас понять, что мы собираемся делать в пилотируемом космосе после МКС. В частности, надо определить, стоит ли строить собственную базу на Луне или предлагать какой-то другой проект», - сказал собеседник агентства.

Лисов подчеркнул, что это надо определять и решать уже сейчас, поскольку разработка любой новой программ по пилотируемому космосу займет около десяти лет.


Комментарии

Комментарии

Вход в систему

Введите имя пользователя и пароль для входа в систему:
Вход в систему

Забыли пароль?

Засветка ночного неба (Световое загрязнение)

Явление “засветки” ночного земного неба искусственными источниками освещения все больше мешает проводить астрономические наблюдения. За последние сто лет... [далее]

Rambler's Top100