Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Россия уже не является мировым лидером в космонавтике, для возвращения на передовые позиции надо, в частности, ужесточить дисциплину в отечественной ракетно-космической отрасли, сократить неэффективные предприятия, а для оставшихся организаций развивать механизмы конкуренции, которая может способствовать реализации прорывных проектов, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Глава Роскосмоса Владимир Поповкин в понедельник в Благовещенске на совещании по строительству космодрома «Восточный» представит предложения по реформе российской космонавтики. Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Роскосмос должен определить, «чем он может быть полезен стране», после чего в середине лета будет определена судьба этого ведомства.
Дисциплина и сокращения
Реформа Роскосмоса и всей космической отрасли РФ не должна сводиться к формальным решениям, какими бы правильными они ни были, считает генеральный директор разработчика первого частного лунохода ООО «Селеноход» Николай Дзись-Войнаровский.
«Первично наведение порядка и дисциплины. Порядок означает постоянную ответственность людей за принятые ими решения и за сделанную, несделанную или проваленную работу», - заявил он агентству.
По словам Дзись-Войнаровского, пока даже за крупные провалы никто не понес ответственности, любые реформы сводятся к словам.
«Упал ли «Фобос-Грунт», сорваны ли сроки по «Глонассу», работает ли вхолостую ничего не производящее и оставшееся с советских времен предприятие, где все данные записаны в тетрадку, а не в компьютер, - за всем этим всегда должны следовать увольнения, выговоры, штрафы и сокращения», - считает генеральный директор.
Вторым необходимым шагом Дзись-Войнаровский назвал повышение эффективности отрасли.
Он пояснил, что нецелесообразно существование некоторых предприятий ракетно-космической отрасли, оставшихся после распада СССР, но производительность которых упала многократно.
«Финансы, выделяемые в настоящее время на отрасль, распределяются по ее наполовину мертвому телу, поэтому на всех денег не хватает. Экономят, в частности, на зарплатах специалистов. Зарплаты начинающих инженеров составляют в районе 20 тысяч рублей. Это катастрофически мало. С кадрами, которые можно привлечь на такие зарплаты, наши ракеты летать не будут никогда», - констатировал Дзись-Войнаровский.
«Единственное решение проблемы - сокращение или даже (в самых тяжелых случаях) ликвидация неэффективных предприятий, видимо, с включением наиболее жизнеспособных частей ликвидируемых организаций в состав остающихся компаний. Это жесткое решение, которое надо было провести еще в 1990-е годы. Теперь болезнь приняла хронический характер, и иного выхода, боюсь, нет», - сказал он.
По мнению Дзись-Войнаровского, в противном случае любое увеличение финансирования не улучшит ситуацию.
Третьим направлением реформ собеседник агентства назвал необходимость развития частной космонавтики. В качестве примера развития космонавтики в этом направлении предприниматель привел недавний успешный полет первого американского частного корабля Dragon к МКС.
Необходима конкуренция
С важностью прихода в российскую космонавтику частных компаний согласна заместитель гендиректора инженерно-технологического центра «СканЭкс» Ольга Гершензон.
«Думаю, как это ни грустно, стоит, наконец, абстрагироваться от того, что мы - великая космическая держава. Надо начинать сначала. Надо признать, что мы очень многое растеряли и мало что теперь умеем», - сказала она агентству.
По словам Гершензон, может быть, «у нас хорошие ракеты, но в части дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) мы катастрофически отстали от других стран».
Гершензон считает, что российская космическая отрасль должна стать более прозрачной и конкурентной. Она отметила, что в России космической деятельностью традиционно занимались предприятия и организации, которые в отсутствии конкуренции не имели стимула для эффективных решений.
«С 1998 года, после выхода из строя спутника «Ресурс-01» №3, который был создан под руководством Юрия Валериевича Трифонова (главного конструктора космических комплексов наблюдения Земли и атмосферы) и проработал эффективно, в том числе в системе распределенного и безлимитного доступа, не было создано ни одного аппарата ДЗЗ, работающего как реальный инфраструктурный объект в космосе, как часть «завода» по производству информации», - привела пример Гершензон.
Принятие нормативно-правовых актов в части коммерциализации отрасли позволит положить начало развитию конкуренции, причем не только в области применения результатов космической деятельности, но и в сфере создании космической инфраструктуры, отметила она.
В настоящее время актуальным является вопрос развития пилотируемой космонавтики после окончания к 2020 году срока эксплуатации Международной космической станции (МКС), считает редактор-обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.
«По здравому смыслу надо сейчас понять, что мы собираемся делать в пилотируемом космосе после МКС. В частности, надо определить, стоит ли строить собственную базу на Луне или предлагать какой-то другой проект», - сказал собеседник агентства.
Лисов подчеркнул, что это надо определять и решать уже сейчас, поскольку разработка любой новой программ по пилотируемому космосу займет около десяти лет.
Явление “засветки” ночного земного неба искусственными источниками освещения все больше мешает проводить астрономические наблюдения. За последние сто лет... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.