Воскресенье, 24.11.2024
Космическая погода на текущий час
Вход в систему не произведен
 Войти /  Регистрация

Секция Совета РАН по космосу

< ИКИ: Россия готова создать аппарат для десантирования на спутник Юпитера
13.02.2011 05:14 Давность: 14 yrs
Категория: Освоение Солнечной системы
Количество просмотров: 7850

Номер люкс с видом на Большую Медведицу



«Российский космос» № 1, 2011


Неумолимо приближается то самое будущее, когда космическое путешествие станет таким же обыденным делом, каким в ХХ веке стал полет на самолете, а в ХIХ — поездка на поезде. И круиз вокруг планеты или уик-энд на Луне будут по карману даже человеку со средним достатком. Это не романтические надежды, а неотвратимая реальность. Ведь уже в 2011 году начнется работа над проектами, о которых грезили только фантасты.

От такого Nautilusa онемел бы и сам капитан Немо

Компании, действующие в области аэронавтики и использования космического пространства, обещают построить отели на орбите Земли через три-четыре года. Но любителям экзотических путешествий надо поторопиться: продажа космических путевок стартует уже в ближайшие месяцы 2011 года! Об этом на днях объявили представители голландских компаний KLM и Space Experience Curacao (SXC). Скорее всего, именно они станут пионерами в организации суборбитальных полетов. Уже в январе 2014 года, возможно, начнутся регулярные космические перевозки грузов и пассажиров. Партнеры планируют организовать совместный проект по использованию суборбитальных кораблей XCOR Lynx, которые будут базироваться в создаваемом космопорте на острове Кюрасао.

XCOR Lynx — один из первых коммерческих суборбитальных самолетов. С его запуска авиация фактически шагнет в новую эру. Он способен поднимать пассажиров и грузы на высоту до 100 км, а затем, словно обычный самолет, приземляться на привычную взлетно-посадочную полосу длиной 2,4 тысячи метров. Взлетает Lynx стандартным способом — горизонтально с разбегом. Но вместо реактивного двигателя используются встроенные в планер ракетные двигатели XR-5K18, которые работают на керосине и жидком кислороде. Планируется, что Lynx сможет выполнять до четырех рейсов в день. В кабину двухместного аппарата можно взять пассажира в скафандре или груз массой до 120 килограммов.

Конкуренцию голландцам на сегодня пока составляет компания британского миллиардера Ричарда Брэнсона Virgin Galactic. Она почти создала орбитальный самолет, способный на короткое время покидать атмосферу. И уже назначила цену билета — 200 тысяч долларов.

Итак, лететь есть на чем. Но куда?

Конечно, в Nautilus! Так назвала свой космический отель американская компания Bigelow Aerospace, строительство которого наметила на 2011 год. Он будет… надувной! В основе такого «звездного дома» лежат надувные модули со стенками из десятков слоев различных полимеров, резины и углеволоконных тканей — общей толщиной 30-45 см. По стойкости к метеоритам такой бутерброд даже лучше, чем металлические бока традиционных космических кораблей. Он способен выдерживать удар микрометеорита диаметром до 16 мм. Внутренние слои надежно защищают модуль от разгерметизации и перепадов температур. Слой же, с которым непосредственно могут контактировать посетители и предметы внутренней обстановки, не подвержен повреждениям от царапин, истирания и огня. В центре находится жесткий каркас из легких сплавов, который создает привычные твердые стены для трехэтажного помещения. Внешние оболочки при старте обмотаны вокруг каркаса, а на орбите в них подается воздух, после чего модуль принимает штатные размеры. То есть надувные многослойные конструкции развертываются вокруг жесткого ядра уже после вывода модуля станции на орбиту. На поверхностный взгляд идея кажется безумной, но за конструкцией аппаратов с многослойными эластичными стенками стоят давние исследования, начатые когда-то еще в NASA. В 2006-м на околоземную орбиту уже был отправлен работающий прототип будущей Space Station от Бигелоу — Genesis I. Причем с первыми обитателями — тараканами. В 2007-м успешно стартовал в космос второй прототип звездной гостиницы — аппарат Genesis II. Теперь на очереди — обитаемые отсеки.

— Шесть пилотных запусков намечены на 2011 год, — рассказывал на пресс-конференции глава компании Bigelow Aerospace Роберт Бигелоу. — В результате первого из них в космос будет выведен модуль отеля, названный Sundancer. Второй отсек — узловой, который в будущем позволит расширить станцию. А следующие четыре старта будут пилотируемыми: в отель должны прилететь первые обитатели — испытатели и, вероятно, клиенты, а также сюда должны доставить разные грузы. Далее частота запусков ракет к Nautilus почти удвоится. Sundancer и смежные модули первоначально будут рассчитаны на шесть человек, позже мы ее расширим для 15 обитателей.

Bigelow Aerospace уже объявила расценки на пребывание в своем орбитальном отеле: около 15 миллионов долларов сразу за четыре недели. Или около миллиона долларов за ночь.

Свой проект гостиницы на низкой околоземной орбите представила и японская строительная корпорация Shimizu. «Среди развлечений, которыми смогут насладиться постояльцы его 64 номеров, — сообщается в пресс-релизе, — подвижные игры в условиях пониженной гравитации и, конечно, потрясающие виды на Землю и звездное небо. Все помещения, включая 40 комнат для обслуживающего персонала, расположатся вдоль круглой конструкции диаметром 140 м. Место стыковки с прибывающими с Земли космическими кораблями отделено от нее 240-метровой лифтовой шахтой. Вращаясь, конструкция будет создавать искусственную гравитацию в 0,8 земной. Предполагается, что энергией отель будут полностью обеспечивать солнечные батареи».

Построить отель на орбите собирается и испанская компания Galactic Suite. Архитекторы отеля Galactic Suite Space Resort предупреждают, что восемь недель предполетной подготовки и три дня отдыха на орбите обойдутся желающим в 3 млн долларов. Гости смогут видеть восход Солнца 15 раз в сутки и обращаться вокруг Земли каждые 80 минут. Костюм постояльцев будет снабжен липучками, так что при желании они смогут перемещаться по комнате, как будто невесомости нет и в помине, с той лишь разницей, что пол и потолок будут равнозначны.

— За нашим проектом будущее, — уверен бывший космический инженер, сегодня глава Galactic Suite Хавьер Кларамунт. — Лет через пятнадцать вас уже не будет удивлять мысль о том, что ваши дети могут отправиться на выходные в космос в наш отель.

Поначалу Galactic Suite Space Resort будет представлять собой модуль, облетающий планету на высоте 450 километров со скоростью 30 тысяч км/ч и готовый принять четырех постояльцев и двух профессиональных космонавтов. Полет до отеля займет более суток. 43 человека уже заказали билеты!

Чем же они там будут заниматься? Все-таки любование Землей и звездами может быстро наскучить. И представители космоиндустрии уже сегодня взялись придумывать развлечения для будущих путешественников. Например, японская фирма First Advantage предлагает… жениться в космосе! И с 2011 года начнет принимать заказы на проведение церемоний бракосочетания на орбите. Сначала молодожены обойдутся без гостиницы. Полет на высоту в 100 км будет длиться один час. Несколько минут брачующиеся и трое их гостей проведут в невесомости. Предполагается, что в этот момент жених и невеста обменяются клятвами в верности. Это удоволь¬ствие обойдется каждой паре в 2,3 млн долларов. И вы думаете, не найдется влюбленных, которые смогли бы выложить такую сумму? Уже нашлись! По словам представителя First Advantage Таро Кацура, в компанию поступили заявки от женихов и невест из Китая и стран Персидского залива.

Верните русский Луноход, ребята!

Естественный спутник Земли давно не давал покоя сначала фантастам, а теперь — космическим агентствам. Япония в будущем году начнет проектировать строительство научно-исследовательской базы и запуск туда роботов. И давно пора. Ведь там накопилось много загадок — пришло время отгадывать.

Так, до сих пор неясно, есть ли там «древние руины искусственного происхождения», о которых еще в 2007 году сообщил бывший руководитель фотослужбы лунной лаборатории NASA Кен Джонстон. Он вместе со своим коллегой Ричардом Хогленда, бывшим консультантом NASA, написал книгу, ставшую бестселлером, — «Темная миссия — секретная история NASA». Оба в свое время работали по программе «Аполлон». И на пресс-конференции, посвященной презентации книги, они признались: будто бы в начале 1970-х годов астронавты увидели на Луне и сфотографировали некие древние сооружения. А также сделали снимки остатков техники — чуть ли ни антигравитационных устройств. Или другая не менее интригующая загадка о том, что «Луноход-1» потерялся. Об этом стало известно в ходе очередного эксперимента по лазерному зондированию Луны. О чем сообщил СМИ сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA Владислав Турышев три года назад. Кто его украл?

А иногда на нашем спутнике вообще творится невесть что. Вот, например, 11 августа 2009 года житель Читы через телескоп снял около Луны… НЛО!

И самая последняя загадка, которая не дает покоя исследователям, — какого на самом деле цвета Луна? С того расстояния, что мы смотрим на Луну с Земли, она — серебристая. Но если посмотреть на фото, которые наснимали будучи на Луне американские астронавты, то и вблизи она либо белая, либо серовато-серебристая на солнце. А в тени — темная. Словом, черно-белая. Как в старом кино.

И вот теперь, благодаря лунным проектам, представляется уникальная возможность узнать все ответы на эти интригующие вопросы. Научный совет по исследованию Луны при правительстве Японии, который возглавляет Васэда Кацухико Сираи, уже оценили бюджет всей стратегии лунных исследований в 2,2 миллиарда долларов. Разведка лунной поверхности разделена на два этапа.

До 2015 года на Луну отправят колесный робот. Он будет передавать видеоизображения и расшифровывать внутреннее строение Луны при помощи сейсмографической аппаратуры.

В течение следующих пяти лет на южном полюсе Луны будет построена базовая исследовательская станция, с помощью которой предполагается вести разведку и изучение поверхности в радиусе 100 километров. Станция сможет самостоятельно вырабатывать электроэнергию, а также брать пробы грунта, особо ценные экземпляры которого будут отправлены на Землю.

— Исследования Луны мы будем проводить именно с помощью роботизированных механизмов или человекообразных роботов, которые смогут по радиоканалам напрямую передавать информацию земному ЦУП, — пообещал Васэда Сираи.

Помимо чудесных загадок на Луне чем еще подогревается такой большой интерес к ней? На этот вопрос дал ответ на недавней пресс-конференции по поводу успешной посадки корабля «Союз ТМА-19» руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов:

— Интерес вернулся к Луне после того, как выяснилось, что вода в необходимых количествха есть в приполярных областях. Поэтому ряд стран сейчас и ведет работу, которая в перспективе может завершиться созданием лунных обитаемых станций.

Есть планы и у России. О них в одном из своих интервью рассказал директор Института космических исследований РАН академик Лев Зелёный:

— Последние месяцы мы очень много занимаемся лунной программой. Один из проектов — российско-индийский проект «Луна-Ресурс». Он предусматривает запуск в 2013 году индийской ракетой к Луне индийского орбитального аппарата с российским посадочным модулем. НПО имени Лавочкина занимается этим модулем, ИКИ — научными приборами для него. Сейчас обсуждаются варианты посадки аппаратов. То ли их посадить на северном и южном полюсах, то ли где-то в одном районе на южном полюсе, потому что там эффекты присутствия воды наблюдаются более явно.

А в 2018 году отправят на обратную сторону Луны… людей! Эту сенсационную новость сообщила в конце ноября компания Lockheed Martin — один из основных подрядчиков NASA. Миссия получила название L2-Farside Mission. Аббревиатура L2 соответствует названию так называемой точки Лагранжа. Точка L2 системы Земля — Луна — это точка, где объект будет удерживаться притяжением планеты и ее спутника и двигаться синхронно с движением Луны. Точка находится с «темной» стороны Луны, которой спутник никогда не поворачивается к нашей планете. Экипаж корабля, находящегося на орбите вокруг L2 на высоте 64 тысяч километров над поверхностью Луны, будет постоянно видеть всю ее обратную сторону и Землю. В качестве космического корабля Lockheed Martin планирует использовать аппарат «Орион». Находящиеся на борту астронавты будут наблюдать за работой роботов на поверхности Луны и контролировать их действия. Планируется, что экипаж будет находиться в космосе в течение месяца.

Кстати, за это время предполагается даже там построить телескоп. На конференции американского астрономического общества в Сент-Луисе ученые из космического центра NASA имени Годдарда представили разработанную ими технологию, которая позволит построить на Луне гигантский телескоп, используя местные материалы — пыль и камни и не прибегая к дорогостоящей транспортировке главного зеркала с Земли.

— Эта миссия к Луне может стать «полевой практикой» для будущих исследователей дальнего космоса, — поделился планами представитель отдела пилотируемых программ компании Джош Хопкинс. — Ведь участники L2-Farside улетят намного дальше астронавтов «Аполлонов» и проведут в космосе в три раза больше времени. Полет также позволит испытать системы жизнеобеспечения и радиационной защиты «Ориона», перед тем как использовать его для полета к астероиду и Марсу.

О том, как человечество будет осваивать уже дальний космос, специалисты подробнее расскажут через год, в новом 2012 году.

 Светлана Кузина


Комментарии

Комментарии

Вход в систему

Введите имя пользователя и пароль для входа в систему:
Вход в систему

Забыли пароль?

Засветка ночного неба (Световое загрязнение)

Явление “засветки” ночного земного неба искусственными источниками освещения все больше мешает проводить астрономические наблюдения. За последние сто лет... [далее]

Rambler's Top100