Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Лев Зелёный, Ольга Закутняя, Николай Санько
Давно уже стал общим местом рассуждений тот факт, что огромное множество окружающих нас достижений цивилизации обязаны своим существованием фундаментальным научным исследованиям.
И если колесо, видимо, появилось в результате гениального озарения, то двигатели внутреннего сгорания не могли быть созданы без кропотливой работы в области термодинамики, электродинамики, молекулярной физики, органической химии и других дисциплин.
Какое место в этом процесс занимают науки, изучающие Вселенную? Можно вспомнить, что гелий, сегодня активно использующийся в промышленности, был открыт на Солнце и только потом найден на Земле.
Другой пример из области ядерной физики: некоторые объекты во Вселенной являются естественной лабораторией, где сама природа ставит эксперименты, которые невозможны на Земле.
Еще в 1920 году, задолго до создания ядерной физики, на термоядерную реакцию превращения водорода в гелий как на источник энергии излучения звезд указал Артур Эддингтон.
Изучение многих явлений в горячей плазме принципиально важно для решения величайшей энергетической проблемы человечества — управляемого термоядерного синтеза.
Фундаментальные космические исследования дали мощный толчок развитию наших представлений об устройстве Вселенной. На рубеже ХХ и ХХI веков мы стали свидетелями «революции» в астрономии, которая имеет не менее важное значение, чем ставшая основополагающей для многих отраслей науки, а значит, и современных технологий, «революция» в физике, которая произошла в начале ХХ века.
Огромную роль в этом сыграли автоматические приборы, которые устанавливались на космических аппаратах. Может показаться, что эти достижения не имеют прямого отношения к «повседневной жизни» землян, но это не совсем так — достаточно заглянуть в школьные учебники и энциклопедии, которые продаются во всех книжных магазинах.
Знание окружающего мира — важнейшая часть общей культуры, которая, так или иначе, объединяет человечество. Кроме этого, результаты космических исследований одновременно красивы и понятны любому человеку.
В своей публичной лекции нобелевский лауреат Джон Мазер заметил, что уроки астрономии исключительно полезны в школе, поскольку именно эта дисциплина, как никакая другая, позволяет заинтересовать детей наукой — то есть, фактически, является вложением в будущие поколения исследователей. ...
Журнал Российский космос, ноябрь, 2011 года.
(от лат. insolatio - выставлять на солнце) Облучение любого тела потоком электромагнитного излучения от Солнца... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.