Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Через два дня должен состояться последний полет американских шаттлов, после чего программа «Спейс Шаттл» будет полностью закрыта. Общая продолжительность программы, с учетом создания этих многоразовых космических кораблей составила 39 лет и сейчас шаттлы считаются основным достижением американской пилотируемой космонавтики. В НАСА говорят, что основными заслугами этих космических челноков стали их безопасность, пригодность к частым полетам и сравнительно невысокая стоимость.
Интересно отметить, что понятие невысокой стоимости шаттлов, очень сильно изменялось со временем, так если первый челнок полетел всего за 20 млн долларов (в деньгах начала 80-х годов), то сейчас стоимости одного полета в среднем составляет 1,6 млрд долларов.
Всего в космос шаттлы отправлялись 134 раза, но возвращались 132 раза - два полета завершились трагично, погибли 14 астронавтов. Недавно НАСА провело калькуляцию всей программы шаттлов и пришло к заключению о том, что общая стоимость этих кораблей в деньгах 2010 года составила примерно 209 млрд долларов. В эту сумму не включен последний полет шаттла «Атлантис», который должен начаться в пятницу.
Критики программы шаттлов говорят, что она оказалась столь масштабной и всеобъемлющей, что не позволила НАСА работать по другим направлениям и, возможно, не позволило создать уже к сегодняшнему дню межпланетные решения. По словам критиков, в случае с программой «Аполлон», НАСА за 12 лет достигло Луны, однако за 40 лет работы шаттлов, дальше околоземной орбиты так и не удалось улететь. С другой стороны, технику околоземных полетов удалось неплохо отработать.
С 1998 года программа «Спейс Шаттл» была в значительной мере привязана к Международной космической станции. Еще в 2005 году тогдашний директор НАСА Майкл Гриффин признал в интервью USA Today, что многое в программе шаттлов было реализовано не так, как следовало бы. Гриффин отметил, что говорить о неверности некоторых направлений в целом было бы неправильно, вернее было бы сказать, что шаттлы не позволили НАСА достичь более внушительных успехов.
Данную точку зрения поддерживают и в Вашингтоне: при том, что полеты челноков становятся все дороже, Конгресс выделяет НАСА все меньше средств, попутно все больше критикуя ведомство. Американские политики говорят, что еще в 1969 году президент США Ричард Никсон предлагал космическому ведомству заняться проработкой путей освоения Марса, но в реальности НАСА занялось этим лишь 30 лет спустя.
Вместе с тем, никто из космических экспертов не отрицает того факта, что при помощи программы шаттлов на Земле научились производить массу космического «железа», в частности космических двигателей, узлов, различных роботизированных компонентов и т д. Кроме того, астронавты, летающие на шаттлах отработали технику работы в открытом космосе, входя в космическое пространство как с борта шаттлов, так с борта МКС.
Также неверным было бы отрицать и то, что шаттлы, как и российские «Союзы», регулярно стартующие в космос, сделали космические полеты частью повседневной современной жизни общества.
(назван по имени английского математика, физика, астронома Исаака Ньютона - I. Newton 1643-1727) Важнейший для понимания процессов во Вселенной закон формулируется следующим образом... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.