Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Владислава Ананьева
С момента своего прибытия к Венере в 2006 году АМС «Венера-Экспресс» находилась на полярной высокоэллиптической орбите, перицентр которой был расположен над северным полюсом планеты на высоте 250 км, а апоцентр – над южным полюсом на высоте около 66 тысяч км. Такая орбита, с одной стороны, позволяла делать глобальный обзор Венеры, а с другой – изучать ее взаимодействие с солнечным ветром буквально на границе атмосферы.
После 8 лет пребывания станции на орбите, когда топливо для коррекций траектории стало подходить к концу, операторы миссии решились на рискованный шаг – они понизили перицентр орбиты «Венеры-Экспресс» до 130-135 км, чтобы изучить процессы аэроторможения (иначе говоря, непосредственного взаимодействия космического аппарата с верхними слоями атмосферы Венеры). 15 мая 2014 года обычные научные наблюдения, проводимые станцией, были прекращены. Теперь на каждом витке станция погружалась в атмосферу Венеры все глубже и глубже. Акселерометр станции измерял силу сопротивления воздуха, что, в свою очередь, позволило измерить плотность атмосферы на разных высотах. Самая нижняя точка погружения оказалась на высоте 129.1 км! Из-за сопротивления воздуха орбитальный период «Венеры-Экспресс» за время фазы аэроторможения уменьшился больше, чем на час.
С уменьшением высоты над поверхностью плотность атмосферы растет очень быстро. Плотность воздуха на высоте 130 км примерно в тысячу раз превышает аналогичную величину на высоте 165 км. Набегающий поток атмосферных газов не только тормозит, но и нагревает аппарат. Так, температурный датчик, установленный на панели солнечных батарей, показывал увеличение температуры до 100°С во время 100-секундного пролета через плотные слои атмосферы Венеры.
Полученные данные будут очень полезны для планирования будущих миссий, использующих аэроторможение для изменения орбиты космических аппаратов (а это, в свою очередь, поможет сэкономить топливо и увеличить массу научных приборов).
Прямая ссылка на видеоролик, иллюстрирующий погружение «Венеры-Экспресс» в атмосферу Венеры:
http://www.esa.int/ESA_Multimedia/Videos/2014/05/Venus_Express_aerobraking
Источник: http://www.esa.int/Our_Activities/Space_Science/Venus_Express/Venus_Express_rises_again
Явление “засветки” ночного земного неба искусственными источниками освещения все больше мешает проводить астрономические наблюдения. За последние сто лет... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.