Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Экзопланета 51 Pegasi b находится на расстоянии примерно в 50 световых лет от Земли в созвездии Пегаса. Она была открыта в 1995 году и замечательна тем, что стала первой планетой, обнаруженной у обычной звезды солнечного типа. Она также оказалась прототипом горячих юпитеров — класса планет, близких по размерам и массе к Юпитеру, но расположенных очень близко к материнской звезде. Такая конфигурация, необычная по меркам Солнечной системы, оказалась широко распространенной в других планетных системах.
С тех пор было открыто множество планетных систем (на сегодня уверенно известно более 1900 экзопланет в 1200 системах). Но теперь, в двадцатую годовщину своего открытия, 51 Peg b еще раз оказалась в центре внимания.
Группой астрономов, получившей спектр планеты, руководил Хорхе Мартинс (Jorge Martins), сотрудник Института астрофизики и космических исследований (Institute of Astrophysics and Space Sciences – IA) и университета Порто в Португалии, сейчас докторант ESO в Чили. Группа работала с приемником HARPS, установленном на 3.6-метровом телескопе ESO в обсерватории Ла Силья.
Сейчас наиболее распространенным методом исследования атмосфер экзопланет являются наблюдения спектра материнской звезды, получаемого, когда ее свет проходит сквозь атмосферу планеты во время «транзита» – прохождения планеты между земным наблюдателем и своей материнской звездой. Этот метод называется трансмиссионной спектроскопией. Но есть и альтернативный подход – наблюдать систему в момент, когда звезда проходит перед планетой (естественно, это может относиться только к системам, плоскости которых наклонены к лучу зрения и поэтому транзитов не происходит). Таким способом можно получить информацию о температуре экзопланеты.
Так как новый метод не связан с транзитами, с его помощью можно исследовать гораздо большее число экзопланет. Он позволяет непосредственно регистрировать оптический спектр планеты, а это значит, что теперь можно будет измерить многие физические параметры планет, которые другими методами получить невозможно.
При этом спектр материнской звезды служит как бы шаблоном, с помощью которого проводится поиск похожих спектральных характеристик в отыскиваемом спектре отраженного от планеты излучения. Это исключительно трудная задача, так как свет планет гораздо слабее ослепительного сияния их материнских звезд.
Сигнал от планеты, кроме того, искажается множеством тонких инструментальных и физических эффектов и шумов. Если принять все это во внимание, становится ясно, какой ценой был достигнут успех наблюдений 51 Pegasi b с инструментом HARPS.
Хорхе Мартинс говорит: “Примененный метод регистрации имеет огромное научное значение, так как он позволяет нам измерить истинную массу планеты и наклонение ее орбиты, важнейших физических параметров, без знания которых невозможно судить о физических условиях на ее поверхности. С помощью этой методики мы также можем измерить отражающую способность планеты, ее альбедо, а этот параметр необходим для выводов о составе ее поверхности и атмосферы”.
Оказалось, что масса 51 Pegasi b составляет примерно половину массы Юпитера, а наклонение ее орбиты по отношению к лучу зрения земного наблюдателя – около девяти градусов. Это значит, что орбита планеты видна с Земли почти «с ребра», хотя такого расположения и недостаточно, чтобы могли происходить транзиты.
Планета, по-видимому, по размерам больше Юпитера и обладает очень высокой отражающей способностью. Эти параметры естественны для горячего Юпитера, расположенного очень близко к своей материнской звезде и подвергающегося интенсивному воздействию ее излучения.
Конечно, использование приемника HARPS сыграло огромную роль для этой работы, но еще более замечательным фактом стало то, что результат был получен на 3.6-метровом телескопе ESO, сфера применения которого несколько ограничена его техническими характеристиками. Это означает, что применение нового метода на гораздо более совершенном оборудовании и более крупных телескопах, таких, как Очень Большой Телескоп (VLT) ESO или строящийся E-ELT (European Extremely Large Telescope), должно дать еще более значительные результаты.
"Мы с нетерпением ждем «первого света» на новом спектрографе ESPRESSO, установленном на VLT, чтобы начать более детальные исследования этой и других планетных систем”, – говорит Нуньо Сантос (Nuno Santos) из IA и Университета Порто, соавтор новой работы.
(назван по имени немецкого физика Вильгельма Карла Вернера Вина - W. K. V. Wien 1864-1928) Закон гласит, что длина волны, на которую приходится максимальная интенсивность электромагнитного излучения... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.