Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Метаногенами принято называть микроорганизмы, относящиеся к домену архей, которые используют в качестве источника углерода углекислый газ (СО2), а водород используют для получения энергии. Конечным продуктом метаболизма таких микроорганизмов в бескислородных условиях выступает метан. Метаногены широко распространены на заболоченных территориях, в кишечнике крупного рогатого скота, термитов и прочих травоядных животных, и т.д.
Метаногены анаэробны, следовательно, для получения энергии им не нужен кислород. У них нет потребности в органических питательных веществах, к тому же метаногенам не свойственен фотосинтез. Из всего вышеописанного следует, что такие микроорганизмы могут существовать глубоко в грунте, следовательно, они являются идеальными кандидатами для жизни на Марсе.
Ребекка Микол (Rebecca Mickol), докторант космических и планетарных наук в Арканзасском университете, подвергла два вида метаногенов: Methanothermobacter wolfeii и Methanobacterium formicicum, условиям, максимально приближенным к условиям на Красной планете. Оба вида благополучно выжили после марсианских циклов «замерзания-оттаивания», которые Микол воссоздала в ходе своих экспериментов.
В рамках экспериментов была проверена способность видов метаногенов противостоять марсианским циклам «замерзания-оттаивания», температуры которых намного ниже оптимальных температур для роста микроорганизмов. Идеальной температурой для M. Formicicum является 37°С, а для М. wolfeii — 55°С.
По словам Микол, температура поверхности Марса колеблется в весьма широком диапазоне — от минус 90°С до +27°С, и это в течение одного марсианского дня. Если бы в настоящее время на Красной планете и существовала жизнь, то она, по меньшей мере, должна уметь выживать в этом температурном диапазоне, объясняет учёный. Тот факт, что два вида метаногенов выжили после воздействия циклов «замерзания-оттаивания», позволяет предположить, что эти микроорганизмы потенциально могут обитать под поверхностью Марса.
Микол приводила исследование вместе с Тимоти Крэл (Timothy Kral), профессором биологических наук Arkansas Center for Space and Planetary Sciences. Они представили свою работу на 2014 General Meeting of the American Society for Microbiology, проходившей с 17 по 20 мая в Бостоне.
Два вида метаногенов были отобраны не случайно. Дело в том, что один из них относится к гипертермофилам, то есть для его роста необходимы достаточно высокие температуры, а второй — к термофилам (рост происходит при средних(теплых) температурах).
По словам Микол, низкие марсианские температуры, как было установлено в ходе исследований, затормаживают их рост, тем не менее, не убивают их. Как только температура нормализуется, метаногены продолжают свой рост и развитие, объясняет она. Ребекка признается, что хотела посмотреть, что будет с метаногенами в условиях низких температур.
Крэл изучает метаногены и исследует их способность к выживанию на Марсе с 1990-х годов. В 2004 году учёные обнаружили метан в атмосфере Марса, и проводимые Крэл исследования стали ещё актуальнее.
Крэл вспоминает, что когда был обнаружен метан в атмосфере Красной планеты, сразу возник вопрос «Каков его источник?» Одним из возможных вариантов и были метаногены.
Источник: http://kosmo-apparaty.ru/novosti/200514metanogenyi.htm
(от лат. dissipatio - рассеяние) Вообще, диссипацией называется процесс рассеивания чего-либо, например, энергии. В астрофизике диссипацией именуется явление улетучивания газов из атмосфер космических объектов... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.