Главная | О сайте | Задачи | Проекты | Результаты | Диверсификация | Новости | Вопросы | История | Информация | Ссылки
Секция Совета РАН по космосу
Когда думаешь о будущем нашей космонавтики, невольно вспоминается фраза: «настоящие герои всегда идут в обход…»
Пожалуй, только юмор способен прервать цепочку неудач, преследующих нас в последние годы. И, конечное же, мы сразу вспоминаем о космическом аппарате «Фобос-Грунт», так бесславно завершившем свой полет в водах земного океана, а не среди марсианских равнин (вернее – «озер» на спутнике Марса Фобосе).
Вскоре после неудачного запуска аппарата его создатели подарили мне два тома, в которых подробно описываются конструкция станции и научные приборы, которые на ней установлены. Мне доводилось видеть и читать немало описаний космических аппаратов, но сейчас ничего подобного я даже представить не мог. Межпланетная станция была буквально «напичкана» уникальными приборами, аппаратурой и системами сбора и передачи информации. Поистине: чудо современной науки и техники!
И тем обиднее было оттого, что «Фобос-Грунт» так и не покинул земные орбиты.
Я написал статью, в которой попытался доказать, что надо обязательно запускать новый «Фобос-Грунт», мол, никаких денег не следует жалеть, если конструкторам и ученым удается создавать столь уникальную космическую технику. На публикацию сразу же откликнулся директор Института космических исследований РАН, академик Лев Зеленый. Он поблагодарил за статью, заверил, что в следующий раз ничего подобного не произойдет.
– Думаю, что в очередное «марсианское окно», то есть через полтора года можно пускать дублер, – заметил я. – Там ведь доработки небольшие…
– А дублера нет, – грустно заметил академик. – Чтобы сэкономить средства, которых не хватало и на основной аппарат, было решено дублер не делать…
Тут уж удивился я: на моей памяти не было еще случая, чтобы при изготовлении межпланетных станций не делались дублеры. Причем создавались они не для использования в случае аварии основного аппарата (что тоже очень важно!), а для сопровождения его полета. В случае если где-то далеко от Земли возникнет нештатная ситуация, то именно проверка на дублере подскажет, как именно ее преодолевать. Конструкторы подтвердят: такие ситуации возникают регулярно, а потому наземная страховка абсолютно необходима! У «Фобос-Грунта» ее не было, и уже поэтому некоторая авантюрность запуска становится очевидной.
К сожалению, порочная система так называемой «экономии средств» в России распространяется подобно раковой опухоли. Эта система примитивна: мол, устроим конкурс, и отдадим заказ тем, кто просит меньше средств. Это сиюминутная практика. И пример с «Фобос-Грунтом» тому подтверждение. Если бы при его изготовлении сделали дублера, средств потратили бы чуть больше, но была бы гарантия успеха. А теперь придется начинать все сначала – и средств потребуется гораздо больше, чем раньше, потому что заново придется создавать всю научную начинку нового аппарата.
Недавно академик Лев Зеленый заявил, что решение о пуске на спутник Марса принято: будет совершена очередная попытка прорваться к Фобосу. Но случится это не скоро, лет через десять – не раньше. А пока наши ученые займутся изучением Луны. Дело в том, что базовый аппарат «Фобос-Грунта» полностью пригоден и для лунных полетов. Он универсальный. В 2015, 2016 и 2017 годах предполагается осуществить пуск трех лунных аппаратов. Они будут работать как на орбите спутника Земли, так и на его поверхности. На одном из них предполагается отправить небольшой луноход, сделанный коллегами из Индии.
– Только после этого, – заметил академик, – мы отправимся к Марсу…
Мне кажется, поставлена точка в давнем споре между нашими учеными. Одни предлагали лететь на Марс, пытаясь вновь обогнать американцев. Другие – вернуться к исследованиям Луны, так как, по их мнению, будущее космонавтики связано именно с Луной. В частности, на втором варианте настаивал академик Эрик Галимов – директор легендарного Института геохимии РАН, где и сегодня хранится и изучается лунный грунт, доставленный на Землю нашими автоматическими станциями и экипажами «Аполлонов».
Академик Галимов утверждал:
– На передний план выходит использование ресурсов околоземного пространства. Речь, прежде всего, идет о Луне. Имеются серьезные проекты ее использования в будущей энергетике. Считается, что земные источники энергии, включая природное топливо и ядерное горючее, не справятся с потребностями производства к середине нынешнего века. Один из возможных путей решения проблемы связан с использованием гелия-3 в термоядерном синтезе, с его добычей и доставкой с Луны. Луна может быть использована в качестве форпоста исследования дальнего космоса, базы для мониторинга астероидной опасности, контроля за развитием критических ситуаций на Земле. До 1996 года деньги вкладывали преимущественно в проект «Марс-96». По финансовому состоянию того времени проект был нам явно не по силам. От него следовало отказаться уже в 1991–1992 гг. Но зарубежными партнерами были вложены немалые суммы. Они всячески лоббировали этот проект и заставляли вкладывать все новые средства. Ошибка с удивительной точностью повторилась позже. После гибели «Марса-96» все усилия сконцентрировались на астрофизической программе «Спектр», которая предполагала запуск трех тяжелых спутников Земли, требующих дорогостоящих ракет «Протон». Замечу, что на средства, которые расходуются на один спутник «Спектр», можно было бы сделать три запуска на Луну. Затем основные средства пошли на «Фобос-Грунт». Конечно, на разных этапах могут выделяться приоритетные проекты. Но это не должно доводиться до абсурда, до полного обескровливания других направлений, как это случилось с планетными исследованиями…
Наш разговор с Эриком Михайловичем состоялся накануне аварии «Фобос-Грунта». Убежден, как и все наши ученые, связанные с космонавтикой, он болезненно переживал эту неудачу. Но наверняка не поддерживает новую попытку старта к Марсу, считая, что небольшие средства, выделяемые нынче на планетные исследования, надо тратить разумно и эффективно, а следовательно, активизировать лунные исследования.
Конечно, до 2020 года еще далеко. Именно тогда предполагается повторить старт к Фобосу. Но будет ли в этом смысл, если все необходимые данные о Марсе и его спутниках можно получить, не снаряжая туда столь дорогостоящую экспедицию? Уже сегодня грунт на Марсе изучается с помощью передвижных лабораторий, одна из которых скоро достигнет Марса. Да, это американская станция, но некоторые приборы на ней сделаны в том же институте, которым руководит академик Зеленый. Совсем необязательно возить грунт на Землю, чтобы изучать его… В общем, о целесообразности нового полета на Фобос имеет смысл поразмышлять. Но главное слово здесь принадлежит ученым…
Владимир Губарев, писатель, лауреат Государственной премии СССР
Явление “засветки” ночного земного неба искусственными источниками освещения все больше мешает проводить астрономические наблюдения. За последние сто лет... [далее]
Сайт разработан и поддерживается лабораторией 801 Института космических исследований Российской академии наук.
Подбор материалов - Н.Санько
Полное или частичное использование размещённых на сайте материалов
возможно только с обязательной ссылкой на сайт Секция Солнечная система Совета РАН по космосу.