Пятница, 29.03.2024

< Запуск космического телескопа им. Джеймса Вебба переносится на 2019 год
01.10.2017 22:54 Давность: 6 yrs

Водяной пар и высокие облака в атмосфере планеты WASP-107 b

Трансмиссионная спектроскопия очень теплого субсатурна WASP-107 b, проведенная 3-й широкоугольной камерой «Хаббла», показала явное наличие в его атмосфере водяного пара и отсутствие метана. Кроме того, была обнаружена плотная дымка на уровне давлений 0.01-3 миллибар.

Трансмиссионная спектроскопия (анализ зависимости глубины транзита планеты от длины волны, на которой ведутся наблюдения) позволяет определять химический состав и физические свойства транзитных экзопланет. Особенный интерес вызывает трансмиссионная спектроскопия планет, отличающихся от типичных горячих юпитеров.

27 сентября 2017 года в Архиве электронных препринтов была опубликована статья, посвященная трансмиссионной спектроскопии очень теплого субсатурна WASP-107 b. Эта планета интересна тем, что ее масса лежит в диапазоне, промежуточном между массой Нептуна и Сатурна (она оценивается в 0.12 ± 0.01 масс Юпитера или 38 ± 3 масс Земли). Радиус планеты достигает 0.94 ± 0.02 радиусов Юпитера, т.е. перед нами – легкий газовый гигант. WASP-107 b нагрета заметно меньше, чем типичные горячие юпитеры (первооткрыватели оценили ее эффективную температуру в 770 ± 60К).

5-6 июня 2017 года исследователи наблюдали транзит WASP-107 b с помощью 3-й широкоугольной камеры «Хаббла» в спектральном диапазоне 1.12-1.63 мкм. Диапазон был разбит на 20 интервалов, в каждом из которых измерялась глубина транзита. Это позволило получить довольно подробный трансмиссионный спектр WASP-107 b.

Трансмиссионный спектр WASP-107 b. Белыми кружками показаны замеры глубины транзита в зависимости от длины волны, синей линией – предсказание наилучшей модели.

В спектре планеты выделяются полосы водяного пара при 1.15 и 1.4 мкм. Вода обнаружена с достоверностью 6.5 стандартных отклонений. С другой стороны, в трансмиссионном спектре нет никаких признаков метана. Авторы нашли, что отношение содержания атомов углерода и кислорода C/O в атмосфере WASP-107 b меньше солнечного (0.54) с достоверностью 2.7 стандартных отклонений. Доля метана не превышает 1.2·10-3. Зато доля водяного пара соответствует солнечному химическому составу.

Глубина полос водяного пара втрое меньше, чем было бы в случае безоблачной атмосферы. Авторы нашли, что атмосфера планеты затянута плотной дымкой на уровне давления 0.01-3 миллибар. Состав дымки неясен, возможно, она состоит из сложных углеводородов, являющихся продуктом фотолиза метана, а возможно, включает в себя продукты фотолиза сероводорода.

Планета WASP-107 b включена в список целей космического телескопа им. Джеймса Вебба, который сможет провести ее спектральные наблюдения с невиданной ранее точностью и существенно уточнить состав и строение атмосферы.