Суббота, 20.04.2024

< Японский межпланетный зонд не сможет пролететь мимо астероида
13.05.2015 00:27 Давность: 9 yrs

Транзитная суперземля 55 Cancri e меняет свою яркость

Обнаружена сильная переменность теплового излучения горячей транзитной суперземли 55 Cancri e, говорящая о возможной бурной вулканической активности на этой планете.

Суперземля 55 Cancri e – уникальная планета, не имеющая аналога в Солнечной системе. Ее масса оценивается в 8.09 ± 0.26 земных масс, радиус – в 2.17 ± 0.1 земных радиусов, что приводит к средней плотности 6.3 ± 0.8 г/куб.см. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии всего ~2.3 млн. км и делает один оборот примерно за 18 часов. Температура дневного полушария 55 Cancri e оценивается в 2400К.

В период с 2011 по 2013 год система 55 Cancri неоднократно наблюдалась космическим инфракрасным телескопом им. Спитцера на волне 4.5 мкм. Проводились наблюдения как транзитов (проходов планеты по диску звезды), так и вторичных минимумов (когда планета заходила за звездный диск). Сравнение блеска системы непосредственно перед вторичным минимумом, когда приходящий световой поток складывается из светового потока от звездного диска и от дневного полушария планеты, и во время вторичного минимума, когда виден только диск звезды, позволило выявить тепловой поток от планеты и обнаружить его переменность. На протяжении одного года глубина вторичного минимума изменилась в 3.7 раза – с 47 ± 21 ppm до 176 ± 28 ppm! Это соответствует изменению температуры дневного полушария планеты с 1427 +238/-276 К до 2699 +247/-253 К! Дальнейшие наблюдения, проведенные в 2013 году, показали, что характерное время переменности теплового потока от планеты составляет всего несколько дней или недель.

Как пишут авторы открытия, 11-летние фотометрические наблюдения звезды 55 Cancri показали, что она является достаточно спокойной, с низким уровнем активности. Это говорит о том, что переменная (и насколько переменная!) глубина вторичных минимумов планеты не может быть имитирована пятнами на поверхности звезды. Скорее всего, переменность теплового потока от 55 Cancri e вызвана бурной вулканической активностью этой планеты, напоминающей активность Ио, спутника Юпитера, но несравненно более мощной. По расчетам авторов статьи, вулканические плюмы могут бить на высоту 500 км (в атмосфере из водяного пара) или 200-300 км (в атмосфере из угарного и углекислого газов). Возможно даже формирование околопланетного тора из вещества, выброшенного во время самых сильных извержений.

Непрозрачные «облака» вулканических газов и пыли экранируют яркое излучение лавового океана на дневной стороне планеты и приводят к понижению видимой температуры с ~2400K до ~1400K. При ослаблении активности пелена частично рассеивается, и видимая температура диска планеты вновь возрастает до ~2600K.

Температурный профиль атмосферы планеты 55 Cancri e по данным ИК-телескопа им. Спитцера.

Будущие спектральные наблюдения суперземли 55 Cancri e позволят определить химический состав вулканических газов и уточнить модели внутреннего строения этой планеты.